Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

 

УРОК 25 Которой является мораль демократического гражданского общества.

Тема. Которой является мораль демократического гражданского общества.

Цель: дать определение ключевых понятий урока; выяснить, почему человек является высшей ценностью демократического общества, почему мораль гражданского общества называют гуманистической.

Оборудование: учебник; рабочая тетрадь, доска.

Эпиграф: Я понял, что не один

Существую я в человеческом море.

В общине, как в добром хоре,

Почетное место есть для всех -

И для взрослых, и малых,

И для женщин, и мужчин,

Для бедняков и богачей.

В мире есть один закон:

Человек - это гражданин!

(Ю. Головань)

Высказывания: «Государство есть совокупность граждан» (Аристотель).

«Свобода объявлять свои мысли является существенным правом гражданина» (Вольтер).

«Для меня один человек - что целый народ, а народ - что один человек» (Демокрит).

«Демократия - это не власть большинства, а защита меньшинства» (А. Камю).

«Демократия является общение: люди говорят друг с другом о своих общих проблемах и формируют свою совместную судьбу. Чтобы быть способным управлять собой, люди должны свободно выражать свои мысли» (П. Уилсон).

Ключевые понятия: гражданин; гражданские чувства; гражданственность; демократия; гражданское общество; гуманистическая мораль.

Тип урока интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Что такое демократия.

2. Человек - высшая ценность демократического общества.

3. Почему мораль гражданского общества называют гуманистической.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. Сегодня мы начинаем новую, последнюю тему в курсе предмета «Этика». Она звучит так: «давайте Будем гражданами». Изучая тему, мы поговорим о том, какова мораль демократического гражданского государства; как человек выбирает жизненный путь; какие права и обязанности человека в демократическом обществе; как следует понимать справедливость в современном демократическом обществе; для чего в демократическом обществе существуют мораль и право; что значит быть гражданином демократического государства; какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Вы должны были сегодня написать небольшой рассказ об одном из религиозных праздников. (Учитель называет праздник и слушает один рассказ. Остальные работы дети сдают.)

В 5 классе мы уже изучали тему «Что значит быть гражданином своего государства». Вспомните, кого мы называем гражданином.

Гражданин - 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению какого-либо государства, пользуется его правами и выполняет обязанности, установленные законами этого государства. 2. Тот, кто сочетает личные интересы с общественными, служит Родине (сознательный член общества, человек, который подчиняет личные интересы общественным).

Какие чувства мы называем гражданскими? Чувство любви к Родине, осознание обязанности ее защищать, чувство уважения к ее национальным символам, культуры, языка, традиций. Эти чувства не дают возможности быть равнодушными к проблемам страны и людей, живущих в этой стране, заставляют искать пути улучшения жизни в обществе.

На уроке в 5 классе по этой теме я вам читала рассказ В. Сухомлинского «Человек, который вечно будет ходить по всей земле и вечно смотреть в землю».

• Помните ли вы этот рассказ? О чем оно? (Об измене.) Действительно, самой главной чертой гражданина есть любовь к Родине, а самое страшное - предательство. Вспомните повесть М. Гоголя «Тарас Бульба». В ней противопоставляется патриотизм отца и предательство сына.

• Как вы думаете, легко ли было отцу убить собственного сына-предателя? (Нет, ведь отец любил сына. Но любовь к Родине заставила Тараса переступить через отцовские чувства.)

• Как мы можем обнаружить гражданские чувства в повседневной жизни? (Участвовать в общественной работе, не быть равнодушными к своей страны, города, улицы, школы, дома.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Еще в древности человек считалась высшей ценностью общества, построенного на основах демократии. Древнегреческий философ Протагор говорил: «Человек - мерило всего». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)

Работа с учебником.

Прочитайте на страницах 138-139 текст «Почему человека определяют высшей ценностью демократического общества».

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов. Учитель. Сегодня мы рассмотрим тему «Которой является мораль демократического гражданского общества». Остановимся на таких вопросах:

почему человек определяется как наивысшая ценность; почему мораль гражданского общества называют гуманистической. Мы должны дать определение таких понятий, как гражданин; гражданские чувства; гражданственность; демократия; гражданское общество; гуманистическая мораль.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Что такое демократия.

Учитель. Гражданин - житель города (полиса) в античной Греции. Граждан, которые заняты делами города, государства, называли «політикос», а людей, которые занимались только собственными делами, называли «ідіотикос».

Аристотель определил гражданское общество как общество, в котором целью каждого гражданина является достижение общего блага. «Государство есть совокупность граждан», - писал он.

Вы знаете из курса истории, что именно в Древней Греции сформировался такой общественный строй, когда вопросы общественной жизни решались собранием граждан. Он получил название демократия. Демократическое общество - общество, которое обеспечивает права и свободы граждан. В основе демократического общества лежит власть народа. Этот принцип обеспечивает право каждого на управление государством.

Демократия (древнегреческое «народовластие») - такой способ общественного устройства, когда основная роль в принятии решений принадлежит народу.

Какие способы управления обществом, кроме демократии, вы знаете из курса истории? (Ответы детей.)

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Собрание ахейских воинов» (с. 140).

Какой была процедура общего собрания? (Ответы детей.)

Учитель. Народные (демократические) собрание граждан городов Киевской Руси, собирались для обсуждения и решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни, назывались вече. Участниками вече могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Кроме того, в вечевых собраниях обычно участвовали князь, бояре, епископы и духовенство. Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Вече собиралось на княжеском или церковном дворе или на торгу. Регулярных вечевых собраний не было, их созвали в случае необходимости князь,

кто-то из бояр, или же инициатива исходила из народа. Вече руководил князь или епископ (в Киеве - митрополит).

В отличие от северных княжеств, где князья узурпировали всю власть, в Украине вече все же сохраняло рівнорядну роль других органов. Только в Галицком княжестве оно уступает перед боярской радой.

2. Человек - высшая ценность демократического общества.

• Кто же является высшей ценностью демократического общества? (Человек.)

• Как о ней говорил греческий философ Протагор? (Человек - мерило всего.)

Прочитайте на странице 139 «Миф о Прометее». Как этот миф отражает мнение о ценности человека? (Ответы детей.)

Важным свойством гражданина является гражданственность.

Гражданственность - осознание гражданином своих прав и обязанностей перед государством, обществом.

Учитель. Прочитайте в учебнике на страницах 140-141 ответ на вопрос: «Что является залогом полноценного существования демократического общества?». (Демократия не может и не должна пренебрегать кем-то отдельным ради интересов целого общества. Никто не может заменить отдельного гражданина в его гражданской активности.)

Действительно, залогом полноценного существования демократического общества является гражданская активность людей, входящих в него, - свободных граждан, которые уважают себя и других, стремятся помочь своему государству.

Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. В связи с этим гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм.

Кто такой патриот? (Патриот - тот, кто любит, уважает родную землю.) О. Островский писал: «Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни».

На странице 143 учебника является определение понятия «гражданское общество». Прочитайте его, а дома выпишите в словарик.

Гражданское общество - такой общественный строй, при котором люди создают сеть добровольных объединений для выражения удовлетворения и защиты интересов различных групп населения, стремящихся к построению нравственных отношений между всеми гражданами страны.

3. Почему мораль гражданского общества называют гуманистической.

• Что мы понимаем под словом «гуманизм»? (Любовь к людям.)

• Вспомните, какую эпоху в истории развития человечества мы связываем с понятием «гуманизм»? (Эпоху Возрождения.)

• Что мы понимаем под словом «мораль»? (Мораль - нормы и предписания поведения в отношениях людей друг с другом и в обществе.) Учитель. Определение понятия «гуманистическая мораль» прочитайте на странице 143 учебника и выпишите в словарик.

Гуманистическая мораль - нравственные нормы, проникнуты заботой о благе человека, уважение ее достоинства, человечностью.

На страницах 141-142 учебника прочитайте текст «Почему мораль гражданского общества называют гуманистической».

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

Учитель. Какое же общество мы можем назвать гражданским? Ответ на этот вопрос мы можем прочитать на страницах 142 - 143 учебника.

Гражданское общество состоит из свободных и равноправных людей, которые хотят совместно работать на благо своего государства и других людей. Гражданам такого государства присущи общечеловеческие ценности: гуманизм, добро, справедливость, милосердие, толерантность, уважение к жизни, прав и достоинств других граждан. Они с уважением относятся к другим людям и общественных институтов, признают право других граждан на собственное мнение, ее высказывания и отстаивания.

В таком обществе положительными чертами считаются также гражданская добродетель и общественная активность. Мораль этого общества гуманистическая, то есть такая, которая направлена на развитие человека и признает ее высшей ценностью. В гражданском обществе нравственность постепенно становится главным фактором и регулятором жизни каждого человека и общества в целом, ее нормы влияют на содержание законов, принимаемых в демократическом государстве для защиты прав и свобод человека. Строит гражданское общество и Украина.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф учебника (с. 138-143). Выучить определения ключевых понятий и терминов.

Устно выполнить на странице 143 учебника задание 1 (И часть).

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Которой является мораль демократического гражданского общества».