Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 25. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА

 

Цель урока: определить основные проблемы совершенной конкуренции; закрепить знания об основных формы организации рынка; понять идеи конкуренции через «испытания на себе»; развивать умение проводить экономические расчеты; воспитывать познавательный интерес, деловую активность.

Основные понятия: совершенная конкуренция, предельная выручка MR, предельные издержки - МС, субъекты рынка.

Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Ситуационное упражнение

Для каждой из ситуаций, которые приведены ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

А - совершенная конкуренция;

Б - монополистическая конкуренция;

В - олигополия;

Г - монополия.

1. Страны ОПЕК приняли решение о сокращении добычи и экспорта нефти.

2. В городе существует много парикмахерских, качество услуг которых отличается друг от друга.

3. Фермеры поставляют на рынок овощи с относительно одинаковыми ценами.

4. Каждый желающий может приобрести облигации на рынке ценных бумаг.

5. НБУ имеет исключительное право выпускать в обращение банкноты и металлические деньги.

6. Металлургический комбинат «Азовсталь» наряду с несколькими другими предприятиями отрасли является крупнейшим производителем черных металлов в Украине.

7. Местная компания «Телеком» отключает телефоны абонентов-неплательщиков.

8. «Большая тройка» в США - «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер» - увеличила выпуск автомобилей.

9. Проездные билеты в метрополитене подорожали на 20 %.

10. Редкий голос певца.

Ответы: 1 - В; 2 - Б; 3 - А; 4 - А; 5 - Г; 6 - В; 7 - Г; 8 - В; 9 - Г; 10 - Г.

После упражнения можно предложить учащимся зачитать свои подготовленные ситуации, соответствующие различным типам рыночных структур.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

IV. Изучение нового материала

Лекция учителя

Совершенная конкуренция на практике встречается редко. Анализ этого типа рыночной структуры дает возможность определить способы эффективного распределения производственных ресурсов, а также сравнить и оценить функционирование реальной экономики.

Считается, что рыночная экономика с совершенной конкуренцией обеспечивает высокую производственную эффективность. Однако возникает ряд острых проблем.

1. Такая система распределяет доходы между участниками производственного процесса очень неравномерно. Нередко оказывается, что значительная часть населения не может удовлетворить своих элементарных потребностей.

2. Такая экономика приводит к значительным побочным последствиям, в том числе негативных. В условиях совершенной конкуренции каждый производитель старается минимизировать затраты. Поэтому фирмы избегают затрат, связанных с сохранением окружающей среды.

3. В условиях совершенной конкуренции нельзя обеспечить производство общественных благ (мостов, маяков, дамб, национальную оборону и т.п.). Эти блага необходимы потребителям.

4. Небольшой размер типичной конкурентной фирмы не дает им возможности финансировать значительные научно-исследовательские работы.

Итак, чтобы исправить слабости совершенной конкуренции в рыночной экономике должны существовать другие формы организации рынка.

 

Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции

• Производитель не может повлиять на цену продукта. Имея целью максимизацию прибыли, он способен влиять только на объемы производства.

• Решая вопрос «сколько производить», производитель сопоставляет выручку от реализации дополнительной единицы продукта (предельную выручку - MR) и затраты на производство этой единицы (предельные издержки - МС). Если предельные издержки начинают превышать выручку, то это воспринимается производителем как сигнал к прекращению увеличения производства.

 

Экономическая игра «Виджеты и бластеры»

Игра чрезвычайно проста как по концепции, так и в исполнении, убедительно доказала способность к осмыслению причинности и реализма в экономической теории. По форме проведения игры является достаточно гибкой и позволяет опираться на конкретный опыт.

Цель игры. Игра позволяет выявить влияние конкуренции на поведение покупателей и продавцов; глубже понять идеи, стоящие за конкуренцией, непосредственно, через «испытания на себе».

Состав и распределение ролей. Во время игры большинство участников будет выполнять роль Потребителей; остальные будет играть роль владельцев магазинов; наиболее удачным соотношением продавцов и покупателей является 1 : 3.

Очень хорошо, если планируемое количество участников игры такова, что позволяет иметь не менее четырех владельцев магазинов (продавцов). Для начала лучше развести места «магазинов» (столы) подальше друг от друга, если это, конечно, позволяет сделать большое помещение.

Регламент игры. Ее продолжительность не превышает 20-30 минут и оставляет достаточно времени для обсуждения. Иногда возникает необходимость устанавливать временные ограничения, если игра длится слишком долго.

Запланированный результат. Понимание участниками игры сути рыночной конкуренции, проявления негативных и позитивных черт, ее влияние на цену; совершенствование навыков заполнения деловых бланков.

Стимулы. Очевидно, как и в настоящем деловом мире, важным условием является наличие стимулов, чтобы участники к расходованию и заработка «денег» относились серьезно. Здесь должен быть элемент конкуренции - объявление победителя и награждение.

Действия игроков. Владельцы магазинов и покупатели могут свободно взаимодействовать. У покупателя есть право договариваться о снижении цены продажи. Продавец имеет право повышать цену на свой товар, если количество покупателей позволяет это сделать, и снижать цену, если покупатель намерен приобрести крупную партию товаров.

Оборудование. Для игры необходимы две основные документы: инструкция для владельцев магазинов с ведомостью для торговых операций, инструкция для покупателей с ведомостью для операции покупки. Для игры они готовятся чистыми (см. приложения 1, 2), согласно количеству участников. Владельцам магазинов для подготовки значков, указателей необходимая бумага, карандаши, маркеры.

Правила игры

Целью «продавцов» является получение максимальных прибылей. Целью «покупателей» - получить максимальную пользу. В инструкциях, которые получают участники игры, все это должно быть описано. Важно предварительное обсуждение условий игры проводить для обеих сторон отдельно, чтобы «покупатели» и «продавцы» не знали о задачи, цели и расходы противоположной стороны.

Владельцы магазинов и покупатели должны записывать все свои сделки купли-продажи в сведения торговых операций (приложения 1, 2). Это дает возможность не использовать деньги, такая запись служит чеком и обеспечивает игру по правилам.

Проведение игры

Вступительная часть. Руководитель вручает каждому продавцу инструкцию по ведомости для операций продажи. Согласно инструкции каждый владелец магазина (продавец) начинает игру, имея на «складе» 60 виджетов и ИЗ бластеров. Стоимость производства каждого виджета - 4 грн., каждого бластера - 9 грн. Таким образом, чтобы получить прибыль, продавец должен заработать более чем 510 грн. (240 грн. + 270 грн.). Он должен помнить, что должен продать свой товар и получить прибыль, поскольку уже понес определенные расходы, заплатив за производство бластеров и виджетов. Руководитель игры может дать несколько минут владельцам магазинов на подготовку знаков, указателей и т.п.

Каждый покупатель начинает игру с бюджетом 250 грн, за которые он будет покупать виджеты и бластеры (или только виджеты, или только бластеры). Потребители не заинтересованы в сбережении денег, поскольку в конце игры полезность определяется не количеством денег, а количеством приобретенных виджетов или бластеров. (Потребители могут спросить руководителя, сколько стоят виджеты и бластеры). Они должны покупать товар по якнайвигіднішою для себя цене, которой удастся добиться от продавцов. Эта цена может меняться произвольно.

Руководитель этой игры должен быть убежденным, что в наличии имеется достаточно покупательной силы (покупателей с 250 гривнами в карманах), чтобы потенциально выкупить весь запас товара.

Основная часть. Продавать свой товар продавцы начинают, предлагая его покупателям по определенной цене. В результате происходит торг между продавцами и покупателями. В процессе торга покупатели обращаются к различным моделям, стремясь приобрести необходимый товар по более низкой цене. После завершения сделки купли-продажи продавец записывает в таблицы (приложение 2) фамилия покупателя, количество проданных виджетов и бластеров, их цену, общую прибыль от продажи и количество товара, что осталась. Продавец должен стремиться продать свой товар по максимальной цене с учетом поведения конкурентов.

Задача покупателя в пределах своего бюджета покупать как можно больше виджетов и бластеров. После завершения сделки купли - продажи покупатель делает соответствующие записи в таблице покупателя (приложение 1). Для каждого покупателя игра заключается в серии последовательных покупок и завершается после траты всех денег, а для продавца - после продажи всех виджетов и бластеров.

Итог игры. Руководитель объявляет о завершении игры после окончания торгов или может ограничить ее во времени, если игра затягивается.

Победитель игры среди продавцов определяется по наибольшей выгодой, а среди покупателей победителем становится тот, кто получил наибольшее количество полезности.

Обсуждение всегда проходит живо, потому что участники имели возможность быть активными представителями моделирования рыночных взаимоотношений. Перед дискуссией уже будут определены победители среди покупателей и продавцов, поэтому самым первым является вопрос к ним относительно стратегии:

• Как они старались выиграть?

Типичным ответом владельцев магазинов будет: они ставили столь высокую цену, которую покупатели, по их мнению, имеют возможность заплатить. (Взгляды на то, какая цена является уместной, очень часто меняются.)

Потребители всегда сравнивают цены, а продавцы реагируют на это.

• Как менялись цены в течение игры?

Участники легко замечают тенденцию - цены опускаться по мере снижения продавцами пределов прибыли. Также очевидным становится то, что цены демонстрируют свойство совпадать до «точки равновесия».

Когда во время игры осталось меньше продавцов, цены опять подскочили. Это дает основания для анализа причинной связи.

Уже на основании полученного опыта участники, как правило, способны самостоятельно предложить основные условия для возникновения совершенной конкуренции.

 

V. Итог урока

Награждение победителей экономической игры.

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Составить словарь экономических терминов данной темы.

 

Приложение 1

Инструкции для покупателей

Ваша цель - выгодно купить виджеты и бластеры, исходя из бюджета 250 грн.

Вы можете покупать 2 продукты: виджеты - каждый виджет приносит одну полезность; бластеры - каждый бластер приносит полезности.

Когда вы потратите все деньги, вычислите, какую полезность вы получили.

В этой таблице записывайте ваши операции покупки.

 

Виджеты и бластеры

Фамилия, имя продавца

Приобретенный продукт (виджет или бластер)

Количество (шт.)

Полезность

Цена (грн.)

Сколько денег осталось для следующих покупок

 

Чтобы подсчитать выгоду, которую вы получили, умножьте количество виджетов, что вы приобрели на 1, а количество бластеров - на 3.

___ В1 = ___ полезность___ Б-3 = ___ полезность

Добавьте два показателя, а сумму впишите здесь_______.

Выигрывает покупатель, который получил наибольшую полезность.

 

Приложение 2

Инструкция для владельцев магазинов

Ваша цель - получить максимальную прибыль, перепродавая товар, который вы приобрели, за большую цену.

У вас есть два продукта: виджеты, производство каждого из них стоит 4 грн.; у Вас на складе - 60 виджетов общей стоимостью 240 грн.; бластеры, производство каждого из них стоит 9 грн.; у Вас на складе - 30 бластеров общей стоимостью 270 грн.

Здесь записывайте свои операции продажи.

 

Виджеты

Фамилия, имя покупателя

Проданное количество (шт.)

Цена (грн.)

Общий доход от продажи (грн.)

Количество товара, что осталась (шт.)

 

Бластеры

Фамилия, имя покупателя

Проданное количество (шт.)

Цена (грн.)

Общий доход от продажи (грн.)

Количество товара, что осталась (шт.)

 

Вычислите общий доход от продажи виджетов и бластеров.

Отнимите 510 гривен от вашего общего дохода. Впишите сумму здесь______.

Выигрывает продавец, который получил наибольшую прибыль.