УРОК № 24. РЫНОЧНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА
Цель урока: раскрыть содержание рыночной конкуренции; выяснить роль в организации рыночной экономики; определить отрицательные черты конкуренции и аргументы в ее пользу; установить принципиальные отличия совершенной конкуренции и других форм организации рынка; развивать логическое и экономическое мышление.
Основные понятия: конкуренция, рыночные структуры, полная (совершенная) конкуренция, неполная (несовершенная) конкуренция, ценовая конкуренция, неценовая конкуренция, недобросовестная конкуренция, монополия, чистая монополия, монополия, олигополия, олігопсонія, монополистическая конкуренция, антимонопольная политика.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Задача
Определите, правильны или неправильны следующие утверждения.
1. Проблема «что производить?» рынок решает через «голосование деньгами». (Так)
2. В основе проблемы «как производить?» лежат способ производства и его технология. (Так)
3. В рыночной экономике проблема «что производить?» решается предпринимателями, исходя из имеющихся ресурсных возможностей. (Нет)
4. Решение проблемы «для кого производить?» зависит от ориентиров самих потребителей, их желаний и доходов. (Так)
5. Проблема «что производить, как производить, для кого производить?» в командной экономике решается автоматически. (Нет)
6. На решение проблемы «как производить?» имеют большое влияние цены на ресурсы (землю, труд, капитал). (Так)
7. Конкуренция в рыночной экономике дает ответ на вопрос «как производить?».(Так)
III. Изучение нового материала
Лекция учителя
Содержание, рыночной конкуренции
Каждый человек принимает решения на основании доступной ему информации. Благодаря этому она приспосабливается к внешним условиям, координирует свои действия с действиями других людей. Можно утверждать, что в экономической системе в целом существует особый способ координации действий всех субъектов. Этот способ - рыночная конкуренция.
Конкуренция - неотъемлемый признак рыночной экономики, что играет роль в механизме рыночного регулирования. Экономической причиной возникновения конкуренции является ограниченность ресурсов, что создает соперничество за право их использования для повышения собственного благосостояния.
Конкуренция (от лат. concurrere - столкновение, борьба) - это соперничество между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за получение наибольших прибылей.
Конкуренция - это естественное свойство рынка и сила, которая помогает экономике развиваться, это двигатель экономического прогресса.
В рыночной экономике конкуренция выполняет ряд функций: распределяет ресурсы, уравнивает спрос и предложение, формирует рыночные цены, стимулирует снижение издержек производства и внедрение новых видов продукции, обеспечивает суверенитет потребителя, гарантируя защиту от диктата производителей.
Плохо или хорошо, что, реализуя собственные интересы, люди становятся конкурентами? Над этим вопросом человечество задумывалось не одно столетие. Находились аргументы и за, и против конкуренции.
Основные формы организации рынка (рыночные структуры) Производители товаров и услуг предлагают свою продукцию на соответствующих рынках, где они взаимодействуют с другими производителями аналогичной продукции и потребителями. На рынках всегда присутствует государство, которое может выступать в роли регулятора государственных предприятий или как потребитель определенной продукции.
Условия взаимодействия участников и ценообразования на рынках зависят от формы организации рынка (рыночной структуры).
Различают основные рыночные структуры - полная или совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция (монопсония, олігопсонія, монопсонічна конкуренция).
Технология «Цитаты»
Учащиеся зачитывают высказывания ученых-экономистов, которые имеют противоположные взгляды на конкуренцию.
1. «Конкуренция вызывает сокращение заработной платы и ведет народ до нищеты за успехи в промышленности» (Шарль Фурье, известный французский экономист XIX в.).
2. «Конкуренция ведет к тому, чтобы производство осуществлялось наиболее рациональным способом» (Людвиг фон Мизес, экономист, основатель новоавстрійської школы в экономической науке).
3. «Эта война называется конкуренцией... Она уничтожает всех слабых в каждом звании, в каждом деле» (Николай Чернышевский, известный русский социалист XIX ст.).
4. «На конкуренцию чаще всего жалуются те торговцы и промышленники, цены на товары которых она снижает, хотя «энергия и изобретательность» конкурента, который вызвало это снижение, оборачивается выгодой для потребителя и общества» (Альфред Маршалл, выдающийся английский экономист, основатель микроэкономики).
5. «Конкуренция - это жизнь торговли и смерть торговцев» (Альберт Хабборд, американский писатель-публицист).
6. «Реальный мир, каким мы его знаем, выступает как своеобразное сочетание элементов конкуренции с несовершенствами, что внесенные монополиями» (Пол Семюельсон, американский экономист, лауреат Нобелевской премии).
7. «Конкуренция представляет собой процедуру открытия, познания нового - процедуру, присущую эволюции во всех ее формах, заставляющую человека вне ее желанием приспосабливаться к определенным ситуациям. И именно за счет возрастающей конкуренции, а не за счет солидарности увеличивается постепенно наша эффективность» (Фридрих фон Хайек, выдающийся австро-американский экономист, лауреат Нобелевской премии).
Упражнение «Блиц-ответы (Плохо/ Хорошо)» с использованием черных и белых карточек.
1. Конкуренция вызывает безработица. (Плохо)
2. Заставляет людей приспосабливаться к новым ситуациям. (Хорошо)
3. Может привести к перепроизводству товаров. (Плохо)
4. Улучшает качество продукции. (Хорошо)
5. Повышает эффективность производства. (Хорошо)
6. Порождает монополию. (Плохо)
7. Уменьшает доходы наемных работников. (Плохо)
8. Приводит к разорению мелких товаропроизводителей. (Плохо)
9. Снижает цены и увеличивает общее благосостояние. (Хорошо)
10. Уничтожает слабых. (Плохо)
Задачи по схеме «Виды конкуренции» (см. приложение 1)
1. Определить основные виды конкуренции:
а) по отраслево-территориальному признаку;
б) по степени конкурентной борьбы.
2. Определить методы конкурентной борьбы.
Ценовая конкуренция - это сфера соперничества, которая осуществляется с помощью цен.
Неценовая конкуренция - это соперничество, которое ведется между конкурентами за покупателя предоставлением продуктам неповторимых особенностей - качества, дизайна и т.д.
Нечестная (недобросовестная) конкуренция направлена на получение коммерческой выгоды и обеспечение господствующего положения фирмы на рынке за обман потребителей, партнеров или государственных органов.
IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Управляемые упражнения
Материал разбит на логические части. После изложения каждой части учитель предлагает записать основные положения рассказа в незаполненную таблицу «Типы рыночных структур» (см. приложение 2). Можно предложить нескольким ученикам прочитать свои записи, обсудить, откорректировать.
1. Полная, или совершенная, конкуренция - это такой тип рыночной структуры, при котором:
· очень много производителей и потребителей, их доля в общем объеме рыночной продукции незначительна, никто не доминирует на рынке;
· продукция однородна;
· участники могут свободно входить на рынок и выходить из него;
· производители не взаимодействуют друг с другом, так же как и потребители;
· все участники полностью информированы для определения своего поведения на рынке.
Реальных рынков, где одновременно в полном объеме выполняются все эти условия, не существует. Речь идет о определенную идеальную модель рынка, своеобразный эталон, отклонения от которого могут вести к определенным потерям для общества. Среди существующих рынков в условиях полной конкуренции приближаются, например, некоторые рынки сельскохозяйственной продукции.
Нарушение хотя бы одного из условий совершенной конкуренции ведет к возникновению неполной (несовершенной) конкуренции - это совокупность типов рыночных структур, в которых не действуют условия полной конкуренции. Самое существенное отличие неполностью конкурентных рынков от полностью конкурентных заключается в способности отдельных участников конкурентных рынков в той или иной степени влиять на рыночные цены.
2. Монополия - это такой тип рыночной структуры, при котором:
· весь отраслевой выпуск поставляет одна фирма, доля каждого потребителя (которых на рынке очень много) в общем объеме рыночной продукции незначительна;
· продукция однородная и не имеет близких заменителей;
· вхождение на рынок новых фирм блокирован;
· потребители не взаимодействуют между собой;
· существует полная осведомленность относительно рыночных цен, объемов и спроса покупателей.
Монопсония - наличие только одного покупателя и многих продавцов. Рынок, на котором строго выполняются все условия данной рыночной структуры называется чистой монополией. Чистая монополия - тоже идеальная модель рынка, как и совершенная конкуренция.
Барьеры вхождения на рынок является основной причиной возникновения монополий. Формы барьеров:
• барьеры, созданные экономией от масштаба;
• абсолютное преимущество в стоимости продукции;
• размер рынка;
• барьеры, созданные государством (патенты, лицензии, товарные знаки, авторские права, само государство);
• собственность на важные виды сырья;
• «нечестная конкуренция».
Рынки, закрытые для входа конкурентов юридическими барьерами, называются закрытыми монополиями. Монополия, которая существует за счет экономии на масштабе, - это естественная монополия.
Существование различных входных барьеров является источником монопольной власти. Монопольная (рыночная) власть заключается в способности фирмы влиять на рыночную цену.
3. Олигополия - это такой тип рыночной структуры, при котором:
· на рынке действует несколько продавцов;
· продукция может быть стандартизированной, и дифференцированной;
· существуют определенные барьеры для вхождения на рынок; производители должны учитывать поведение конкурентов;
· существует полная осведомленность относительно рыночных цен и объемов.
Олігопсонія - наличие небольшой группы покупателей определенного товара или услуги.
Важнейшая черта олигополии - это стратегическая поведение продавцов: фирма-олигополист должен разрабатывать стратегию своих действий на рынке с учетом потенциальных встречных действий конкурентов.
Существуют две классические модели для случая двух продавцов, когда конкуренция ведется по ценам (модель Бертрана) и объемами выпуска (модель Курно).
Для олигополистического рынка возможны два типичных варианта поведения:
• одна из фирм является лидером, который контролирует значительную часть рынка, определяет цену, а другие вынуждены воспринимать эту цену как заданную;
• компании имеют примерно одинаковый вес в отрасли и ни одна из них не может игнорировать реакцию других.
Второй вариант положен в основу модели, разработанной французским математиком Огюстеном Курно в 1838 году. Несмотря на то, что модель существует уже почти 170 лет, она и до сих пор является наиболее удачной для объяснения действий производителей при условии олигополии.
4. Монополистическая конкуренция - это такой тип рыночной структуры, при котором:
· на рынке действует много продавцов и покупателей, доля каждого из них в объемах рыночных продаж является незначительной;
· продукция разных производителей не однородная (дифференцированная);
· вход на рынок и выход из него является свободным;
· производители не взаимодействуют между собой;
· существует полная осведомленность относительно рыночных цен, объемов и спроса покупателей.
Существенной характеристикой монополистической конкуренции является дифференциация продукции за довольно значительного количества производителей и почти неограниченных возможностей вхождения в отрасль новых фирм.
Степень дифференциации продукции невысока и достигается за счет торговых марок, то есть немного отличного качества продукции и рекламы.
Типичным примером монополистической конкуренции являются рынки безалкогольных напитков, лекарств.
Монополизация рынков в большинстве случаев не отвечает интересам общества из экономических и социальных соображений. При наличии монопольной власти фирмы завышают цену по сравнению с эффективной цене, сокращают объемы производства по сравнению с эффективным объемом, потому что в монополистов отсутствует конкурентный стимул для производственной эффективности.
На монополизированных рынках уменьшается общественное благосостояние, растет неравенство доходов за счет монополистического прибыли.
Монополии создают определенную политическую опасность для общества, когда осуществляют избыточное давление на правительство в поисках льгот и привилегий.
Не все аргументы в критике монополий являются однозначными.
Некоторые крупные корпорации достигли господствующего положения на рынках благодаря продукции высокого качества, которая пользуется значительным спросом потребителей.
По мнению многих экономистов, монополии способствуют научно - техническому прогрессу благодаря крупным масштабам производства, значительным прибылям.
Отдельные аргументы в пользу монополий не снимают в целом проблемы ограничения конкуренции со стороны монопольных образований. Все это является причиной проведения в большинстве стран мира антимоно - польной политики государственной власти - вмешательство в работу рыночной системы с целью поддержания конкуренции. Государственное вмешательство, как средство антимонопольной политики, может быть в форме регулирования и антимонопольных законов:
• Конституция Украины, ст. 42;
• Закон Украины «Об ограничении монополий и недопустимости недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992 p.);
• в 1993 году создан Антимонопольный комитет Украины;
• Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».
V. Итог урока
Вопросы для обсуждения
- Целесообразно ли, по твоему мнению, прибегать к отмене монополии на обеспечение населения электрической энергией, газом, теплом и водой?
VI. Домашнее задание
Проработать материал учебника.
Придумать четыре ситуации, которые бы соответствовали разным типам рыночных структур.
Приложение 1
Приложение 2
Типы рыночных структур
Характерные признаки |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Количество производителей |
Очень большое количество независимых фирм |
Много фирм |
Несколько фирм |
Одна фирма |
Тип продукта |
Стандартный; однородные товары |
Дифференцированный в зависимости от рынков |
Стандартизированный или дифференцированный |
Уникальный, нет близких заменителей |
Условия вхождения на рынок |
Очень легкие, препятствия отсутствуют |
Относительно
легкие |
Ограничены, требуют больших инвестиций |
Блокированы |
Контроль за ценами |
Отсутствует; цены определяет рынок |
Ограничен |
Ограниченный взаимной зависимостью; значительный в случае тайного сговора |
Значительный, иногда полный контроль |
Не ценовая конкуренция |
Отсутствует |
Упор на рекламу, торговые знаки, марки |
Типична, особенно при дифференциации продукта |
Реклама |
Примеры |
Некоторые рынки сельскохозяйственной продукции, рынок ценных бумаг |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, услуги парикмахерских, кафе, рынки безалкогольных напитков, изделий бытовой химии, лекарств |
Производство стали, автомобилей, бытовой техники, ОПЕК |
Местные предприятия коммунальных услуг, почта, метро, электроэнергетические, газо-, водопроводные, телефонные компании |