География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ III

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 1. Литосфера

 

Урок 23. Происхождение материков и океанов. Геологическое время

 

Цель: углубить знания о литосферу, закрепить понятие «земная кора»; дать представление о происхождении материков и океанов; ввести понятие «геологическое время», познакомить с делением его на меньшие отрезки; показать, как происходили изменения в течение геологического времени, какие методы используют для определения возраста горных пород, познакомить учащихся с дрейфом материков; совершенствовать навыки работы с картами; развивать заинтересованность в изучении Земли, географическое мышление учащихся и их образное воображение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебники, словари, отпечатки растений и вымерших животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Тест

И-й вариант

 

II-й вариант

1

осадочные

2

2

магматические

1

3

метаморфические

4

4

базальт

3

5

кварцит

6

6

каменный уголь

5

7

гранит

9

8

каменная соль

7

1) метаморфическая горная порода;

2) осадочное химическое происхождение;

3) самая распространенная в нижнем слое земной коры;

4) осадочное органическое происхождение;

5) используется для производства электроэнергии;

6) широко применяется в строительстве;

7) образуется в процессе метаморфізації из песчаника;

8) является сырьем для производства соды;

9) горные породы самые распространенные на поверхности Земли;

10) бывают обломочного органического и химического происхождения;

11) горные породы, измененные в условиях высокого давления и высокой температуры.

Ответы: i-й вариант: 5, 8, 4, 6, 6, 7, 5, 8, 1, 1, 3. II-й вариант: 6, 7, 3, 5, 5, 9, 6, 7, 2, 2, 4.

2. Как и в каких отраслях производства люди могут использовать горные породы?

3. Человек на Земле хозяин,

Сокровища должна охранять,

И, даже, камень надо

С умом тратить.

Что вы можете сказать об охране земных богатств?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

«Происхождение Земли - наше происхождение, история Земли - наша история, будущее Земли - наше будущее».

 

IV. Изучение нового материала

Предполагают, что привычные ныне очертания материков и океанов в далеком прошлом имели совсем другой вид. Современные представления о строении земной коры опираются на гипотезу дрейфа материков (перемещение). Ее выдвинул в 1912 г. немецкий геофизик Альфред Вегенер. Он предположил, что более 200 млн лет назад на Земле существовал единый материк - Пангея («Единая Земля») и единый океан Панталасса. Постепенно материк раскололся. Сначала возникли два супер-континента - Лавразия и Гондвана, между ними образовался океан Тетис. Его остатком является Черное море. Со временем эти материки распались, начали двигаться. Это привело к образованию современных континентов и океанических впадин.

Работа со словарем. Литосфера не является сплошной оболочкой. Она разбита глубокими трещинами на блоки, которые называются литосферными плитами.

Литосферные плиты движутся по астеносфере под действием внутренних сил.

Вопрос. Что такое астеносфера?

Работа с рисунками учебника и картами атласа

• Назовите крупнейшие литосферные плиты Земли. В каких направлениях они двигаются?

• С какой скоростью движутся литосферные плиты?

• Изменятся ли размеры Тихого и Атлантического океанов в результате движения литосферных плит?

Современные материки и океаны образовались в разные времена.

Работа со словарем. Промежуток времени, в течение которого происходило развитие нашей планеты, называется геологическим.

Для удобства всю историю нашей планеты ученые разделили на пять частей времени - эр. Выделяют архейскую (эра древнейшей жизни), протерозойскую (эру первичного жизни), палеозойскую (эра древней жизни), мезозойскую (эра средней жизни) и кайнозойскую (эра новой жизни). Эры в свою очередь делятся на периоды. Все важнейшие события, происходившие в течение геологического времени, отраженные в геохронологические шкалы.

Архейскую и протерозойскую эры называют докембрий. В докембрии в составе земной коры преобладали базальтовые породы.

Работа с учебником. Прочитать про удивительные объекты и явления природы, о древнейшие образования Земли.

В горных породах отражаются геологические события нашей планеты. Исследуя их, можно определить, когда они образовались и какие природные условия существовали миллионы лет назад. По горизонтальным залеганием пород можно определить их относительный возраст. Установить геологический возраст можно также и палеонтологическим методом. Он заключается в определении возраста пород с остатками различных организмов, живших ранее.

Наиболее точным является радиологический метод, основанный на определении содержания радиоактивных элементов и продуктов их распада в минералах и горных породах.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Назовите:

• большие участки литосферы, разделенные глубинными разломами;

• прибор, который фиксирует движения в земной коре;

• древнейший материк Земли;

• фамилия ученого, который высказал предположение о дрейфе материков;

• материки, которые возникли в результате раскола Лавразии;

• эры, на которые делится геологическое время;

• методы исследований возраста горных пород.

2. Что такое геохронологическая таблица.

3. Время называется геологическим.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Подробнее ознакомиться с геохронологической шкале.