РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ
ТЕМА 6. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ
УРОК 26. ОЗЕРА, ЛИМАНЫ, ВОДОХРАНИЛИЩА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема. Озера и лиманы; их типы; особенности гидрологического режима. Водохранилища. Практическая работа № 4 (продолжение). Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ, каналов, болот. Анализ обеспеченности водными ресурсами различных территорий Украины.
Учебная цель: продолжить формировать знания учащихся о комплекс поверхностных вод Украины; углубить знания об образовании и гидрологические характеристики озер на примере украинских; рассмотреть проблему целесообразности создания водохранилищ; выяснить закономерности расположения озер, лиманов, водохранилищ по территории страны; совершенствовать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта россии, контурные карты.
Опорные и базовые понятия: озеро, лиман, озерная котловина, водохранилище.
Географическая номенклатура: озера - Шацкие озера, Свитязь, Пулемецкое, Луки, Ялпуг, Кагул, Китай, Бребенескул, Неистовое, Синевир, Сасык, Сакское, Донузлав; лиманы - Днепровский, Бугский, Днестровский, Тилигульский, Куяльницкий, Молочный; водохранилища: Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское, Каховское, Днестровское, Краснооскольское, Печенежское, Салгирське.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Подберите признаки и сравните реки, которые берут начало в Карпатах и Крымских горах.
2. Взаємоперевірка выполнения практической работы.
3. Определите уклон реки Южный Буг.
4. Какие характеристики рек, обусловленные воздействием на них климата, рельефа, геологического строения? Ответы подтверждайте конкретными примерами с использованием карты.
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся
• Что называется озером и лиманом, водохранилищем?
• Назовите типы озер в зависимости от происхождения озерных котловин. Объясните особенности образования каждого из них.
• По каким признакам еще можно поделить озера?
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Неповторимой красоты предоставляют Украине озера. Все они такие разные. Польза от них не только как от источников воды, химических соединений, лечебных грязей, рыбы, но и прежде всего как зон рекреации.
V. Изучение нового материала
1. Озера
- По происхождению озерных котловин:
• пойменные - в долинах всех равнинных рек, особенно на низинных участках;
• дельтовые - в дельте Дуная: Ялпуг (самое большое пресноводное в Украине), Кагул, Катлабуг, Китай;
• лиманные - бывшие лиманы на побережье Черного и Азовского морей, в Крыму: Сасык, Донузлав, Акташське.
• карстовые (провальные) - на Волынском Полесье: Шацкие озера, в Крыму;
• ледниковые - в Карпатских карах: Бребенескул, Неистовое озеро;
• вулканические - на Закарпатье: Синее озеро, Липовецкое озеро;
• завальные - в Карпатах: Синевир.
- По характеру водного баланса: сточные, бессточные, с переміжним стоком.
- По степени минерализации: пресные, солоноватые, соленые и минерализованные.
2. Лиманы
В отличие от лиманных озер, имеют постоянное сообщение с морем. На побережье Черного моря - Днестровский (крупнейший в Украине), Днепровский, Бугский, Тилигульский, Хаджибейский, Куяльницкий, Сасык (Кундук) и др.
На побережье Азовского моря - Молочный, Утлюкский и др.
3. Искусственные водохранилища
Создаются с целью:
- накопление запасов воды для бытовых и хозяйственных нужд,
- для регулирования водного стока,
- создание условий для производства электроэнергии,
- улучшение условий судоходства,
- рыборазведение и т.д.
Крупнейшие водохранилища (моря): Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское, Каховское созданы каскадом на Днепре, среди других - Днестровское (Днестр), Печенежское (Северский Донец), Краснооскольское (Оскол), ладыжинское (Южный Буг), Симферопольского (Салгир) и еще более 1000.
В Украине существует около 28 тыс. прудов.
4. Проблемы вследствие создания искусственных водоемов
• Затоплены большие площади сельскохозяйственных угодий;
• местные изменения климата вызывают цепочку изменений в природных комплексах; разрушаются берега;
• изменились особенности залегания подземных вод (подтопление земель).
VI. Сакріплення изученного материала
• Выполнение в течение урока практической работы № 4.
• Назовите и покажите на карте озера и водохранилища Украины, для характеристики которых можно применить приставку «самая...».
• Приведите примеры разных по происхождению озер Украины.
• Перечислите положительные и отрицательные последствия создания водохранилищ на территории Украины, приводя конкретные примеры.
VII. Итоги урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать §___.
2. Завершить вторую часть практической работы № 4.