География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ

 

ТЕМА 6. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

 

УРОК 26. ОЗЕРА, ЛИМАНЫ, ВОДОХРАНИЛИЩА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 

Тема. Озера и лиманы; их типы; особенности гидрологического режима. Водохранилища. Практическая работа № 4 (продолжение). Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ, каналов, болот. Анализ обеспеченности водными ресурсами различных территорий Украины.

Учебная цель: продолжить формировать знания учащихся о комплекс поверхностных вод Украины; углубить знания об образовании и гидрологические характеристики озер на примере украинских; рассмотреть проблему целесообразности создания водохранилищ; выяснить закономерности расположения озер, лиманов, водохранилищ по территории страны; совершенствовать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта россии, контурные карты.

Опорные и базовые понятия: озеро, лиман, озерная котловина, водохранилище.

Географическая номенклатура: озера - Шацкие озера, Свитязь, Пулемецкое, Луки, Ялпуг, Кагул, Китай, Бребенескул, Неистовое, Синевир, Сасык, Сакское, Донузлав; лиманы - Днепровский, Бугский, Днестровский, Тилигульский, Куяльницкий, Молочный; водохранилища: Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское, Каховское, Днестровское, Краснооскольское, Печенежское, Салгирське.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Подберите признаки и сравните реки, которые берут начало в Карпатах и Крымских горах.

2. Взаємоперевірка выполнения практической работы.

3. Определите уклон реки Южный Буг.

4. Какие характеристики рек, обусловленные воздействием на них климата, рельефа, геологического строения? Ответы подтверждайте конкретными примерами с использованием карты.

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Что называется озером и лиманом, водохранилищем?

• Назовите типы озер в зависимости от происхождения озерных котловин. Объясните особенности образования каждого из них.

• По каким признакам еще можно поделить озера?

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Неповторимой красоты предоставляют Украине озера. Все они такие разные. Польза от них не только как от источников воды, химических соединений, лечебных грязей, рыбы, но и прежде всего как зон рекреации.

 

V. Изучение нового материала

1. Озера

- По происхождению озерных котловин:

• пойменные - в долинах всех равнинных рек, особенно на низинных участках;

дельтовые - в дельте Дуная: Ялпуг (самое большое пресноводное в Украине), Кагул, Катлабуг, Китай;

• лиманные - бывшие лиманы на побережье Черного и Азовского морей, в Крыму: Сасык, Донузлав, Акташське.

• карстовые (провальные) - на Волынском Полесье: Шацкие озера, в Крыму;

• ледниковые - в Карпатских карах: Бребенескул, Неистовое озеро;

• вулканические - на Закарпатье: Синее озеро, Липовецкое озеро;

• завальные - в Карпатах: Синевир.

- По характеру водного баланса: сточные, бессточные, с переміжним стоком.

- По степени минерализации: пресные, солоноватые, соленые и минерализованные.

2. Лиманы

В отличие от лиманных озер, имеют постоянное сообщение с морем. На побережье Черного моря - Днестровский (крупнейший в Украине), Днепровский, Бугский, Тилигульский, Хаджибейский, Куяльницкий, Сасык (Кундук) и др.

На побережье Азовского моря - Молочный, Утлюкский и др.

3. Искусственные водохранилища

Создаются с целью:

- накопление запасов воды для бытовых и хозяйственных нужд,

- для регулирования водного стока,

- создание условий для производства электроэнергии,

- улучшение условий судоходства,

- рыборазведение и т.д.

Крупнейшие водохранилища (моря): Киевское, Каневское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское, Каховское созданы каскадом на Днепре, среди других - Днестровское (Днестр), Печенежское (Северский Донец), Краснооскольское (Оскол), ладыжинское (Южный Буг), Симферопольского (Салгир) и еще более 1000.

В Украине существует около 28 тыс. прудов.

4. Проблемы вследствие создания искусственных водоемов

• Затоплены большие площади сельскохозяйственных угодий;

• местные изменения климата вызывают цепочку изменений в природных комплексах; разрушаются берега;

• изменились особенности залегания подземных вод (подтопление земель).

 

VI. Сакріплення изученного материала

• Выполнение в течение урока практической работы № 4.

• Назовите и покажите на карте озера и водохранилища Украины, для характеристики которых можно применить приставку «самая...».

• Приведите примеры разных по происхождению озер Украины.

• Перечислите положительные и отрицательные последствия создания водохранилищ на территории Украины, приводя конкретные примеры.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Завершить вторую часть практической работы № 4.