География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ

 

ТЕМА 6. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

 

УРОК 25. КРУПНЕЙШИЕ РЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 

Тема. Речные системы Днепра, Северского Донца, Южного Буга, Днестра, Дуная, Тисы. Каналы: Северский Донец - Донбасс, Днепр - Кривой Рог, Днепр - Донбасс, Северо-Крымский. Практическая работа № 4 (начало). Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ, каналов, болот. Анализ обеспеченности водными ресурсами различных территорий Украины.

Учебная цель: углубить знания учащихся о общие признаки гидрологического режима и работы рек на примере крупнейших рек Украины; научить давать их комплексную характеристику; выявить закономерности размещения речных систем страны; дать представление о географии и значения каналов; совершенствовать умения и навыки работы с тематическими и контурными картами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта россии, контурные карты.

Опорные и базовые понятия: речная система, речная долина, канал.

Географическая номенклатура: реки - Десна, Тетерев, Ирпень, Припять, Горынь, Рось, Сула, Ворскла, Псел, Ингулец; Стрый, Серет, Збруч; Соб, Синюха; Оскол, Айдар, Казенный Торец; Прут, Тиса; Салгир, Альма, Кача, Бельбек; Западный Буг, Сан; каналы Северский Донец - Донбасс, Днепр - Кривой Рог, Днепр - Донбасс, Северокрымский, Каховский.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Охарактеризуйте режим реки Украины (по выбору).

2. Назовите и покажите на карте реки или их участки, которые имеют долю снегового питания свыше 80-90 %.

3. На контурных картах проведите приблизительные границы бассейнов рек Днепра, Днестра, Южного Буга, Дона, Дуная, Вислы, Крыма, северного Приазовья, северного Причерноморья.

4. Что будет происходить в долине реки, в которой постепенно повышается базис эрозии?

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• По каким признакам можно охарактеризовать реку? Составьте план характеристики реки.

• Вспомните из прошлогоднего курса географии, что вы знаете о Днепр и Дунай.

• Почему асимметричные долины рек?

• Что называется каналом? Для чего они создаются?

• Назовите основные направления использования рек.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Путешествовать по рекам Украины чрезвычайно интересно и увлекательно.

А сейчас совершим хотя бы воображаемое путешествие крупнейшими реками государства. (Демонстрация фото - и видеоматериалов)

 

V. Изучение нового материала

1. Реки

Днепр - третья по длине в Европе, в пределах Украины-981 км (общая длина 2201 км); исток на Валдайской возвышенности в России, впадает несколькими потоками в Днепровский лиман; водные ресурсы в маловодный год около 35 км3, годовой сток - 53,5 км3; ширина долины до 18 км, поймы - до 12 км; в бассейне около 32 тыс. водотоков, из них 89 длиной более 100 км; питание и режим являются характерными для равнинных рек; сток регулируемый каскадом водохранилищ; огромное народнохозяйственное значение, судоходная.

Днестр - 925 км (1362 км); берет начало на северо-восточных склонах Карпат, впадает в Днестровский лиман; в верховьях - горная река, в предгорьях долина до 13 км, заболоченная, пересекая Подольскую возвышенность, долина каньйоноподобная, глубиной до 120 м, есть пороги, у устья ширина долины до 22 км; годовой сток около 10 км3.

Южный Буг - 806 км; берет начало на Подольской возвышенности, впадает в Бугский лиман; в среднем течении долина сужается, образуя каньон, есть пороги; годовой сток - 3,5 км3.

Западный Буг - 401 км (772 км); правый приток Вислы; берет начало на северных склонах Подольской возвышенности, пересекает заболоченное Малое Полесье и Западную часть Волынской возвышенности; долина до 3 км, русло извилистое, на отдельных участках до 100 м в ширину.

Дунай - третья по протяженности в Европе, в Украине - 174 км нижнего течения и Килийское гирло (2960 км); в пределах Украины формируется 5,7 км3 стока, часть левобережной поймы и 8 % его дельты.

Северский Донец - 700 км (1053 км); наибольшая правый приток Дона; начало на Середньоросійській возвышенности в России; русло извилистое, пересекая Донецкий кряж река сужается.

Реки Крыма - количество более 1500; большинство протяженностью до 10 км; в основном берут начало в горах. Салгир - 232 км; начинается на северных склонах главной гряды Крымских гор слиянием двух истоков - Ангара и Кизил-Кобы, впадает в Сиваш; долина шириной от 300 м до 3 км, русло от 3 до 15 м, извилистое.

2. Каналы - «рукотворные реки»

 

VI. Сакріплення изученного материала

• Выполнение в течение урока практической работы № 4.

• Назовите самые большие по длине и бассейнами реки Украины.

• С помощью карты определите, на каких реках расположены областные центры Украины. Сделайте вывод о значении рек для расселения населения.

• По картам атласа назовите административные области, в которых созданы крупнейшие оросительные системы. Сделайте вывод.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Закончить первую часть практической работы № 4.

3. Повторить понятия «озеро», «водохранилище», «типы озерных котловин».