География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ УКРАИНЫ 8 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ УКРАИНЫ

 

ТЕМА 6. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

 

УРОК 27. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ. БОЛОТА. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ УКРАИНЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

 

Тема. Подземные воды. Основные артезианские бассейны Украины. Болота, их типы и распространение. Причины заболачивания. Водный баланс и водные ресурсы Украины, пути их рационального использования и охраны. Практическая работа № 4 (окончание). Обозначение на контурной карте рек, озер, водохранилищ, каналов, болот. Анализ обеспеченности водными ресурсами различных территорий Украины.

Учебная цель: углубить знания об особенностях и размещения подземных вод и болот на примере Украины; учить делать выводы о закономерности распределения поверхностных вод и водных ресурсов по территории страны; сформировать представление о значимости сохранения всех видов вод; формировать умение анализировать данные о внутренние воды Украины.

Тип урока: комібнований.

Оборудование: учебник, атлас, физическая, тектоническая карты Украины.

Опорные и базовые понятия: подземные воды, грунтовые воды, артезианские воды, минеральные воды, термальные воды, артезианский бассейн, болото, верховое болото, низовое болото, водный баланс, местный сток, транзитный сток, водообеспеченность.

Географическая номенклатура: Полесье, артезианские бассейны: Днепровско-Донецкий, Волыно-Подольский, Причерноморский.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Которые местные климатические изменения появляются в районе большого водохранилища?

2. Взаємоперевірка практической работы № 4.

3. Существует ли закономерность в размещении по территории Украины различных озер: а) по происхождению озерной котловины; б) по степени минерализации? Ответ обоснуйте, приведите примеры, покажите на карте.

 

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

• Что называется подземными водами?

• По каким признакам можно классифицировать подземные воды?

• Что называется болотом? По какому признаку они делятся на низовые и верховые?

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

В 70-е годы ХХ в. в Полесье начались активные работы с осушения болот. Большие территории становились пригодными для сельского хозяйства, разрабатывались торфяники. Прошли десятки лет, и все поняли, что уничтожение болот привело к целому ряду негативных изменений в природных комплексах, к уничтожению малых рек и ручьев, что является основой жизнедеятельности крупных водных артерий страны - главного источника пресных вод страны.

 

V. Изучение нового материала

1. Подземные воды - изучает наука гидрогеология. Общие запасы этих вод оцениваются в 22 км3.

Комплексы напорных вод, связанных с тектоническими впадинами, прогинами, образуют артезианские бассейны:

• Днепровско-Донецкий - в пределах ДДВ, 49 % запасов подземных вод;

• Волыно-Подольский - в пределах Волыно-Подольской плиты, Львовской впадины;

• Причерноморский - отвечает Причерноморской впадине.

Среди минеральных большое значение имеют лечебно-минеральные воды. На основе их месторождений работают курорты Прикарпатья, Винницкой области, Крыма, района ДДЗ. Термальные воды Крыма и Карпат являются перспективными как источник тепла и энергии.

Работа подземных вод: карстовые процессы, зсувоутворення, химическое выветривание, суфозійні процессы.

2. Болота

Низинные (преобладают в Украине) - в Полесье; верховые (на северо-западе Полесья, в лесостепи, Карпатах); переходные (на северо-западе Полесья, в лесостепи, Карпатах).

Занимают территорию около 9,5 тыс. км2, из них в Полесье - более 6 тыс. км2. 10 % болот охраняются.

3. Водный баланс и водные ресурсы

Водный баланс - количественное соотношение прибыли, затрат и накопления воды за определенное время для определенной территории или водного объекта.

Прибыль происходит за счет атмосферных осадков, поступления поверхностных и подземных вод, расходы - испарения, поверхностного и подземного стока.

Местный сток формируется в пределах страны, транзитный - приходит с сопредельных территорий.

Суммарные водные ресурсы состоят из 48-59 км3 местного поверхностного стока, около 28 км3 транзитного стока (без Дунайских вод) и около 7 км3 подземных вод. Количество водных ресурсов изменяется в зависимости от водности года и колеблется от 94 км3 (в год средней водности) до 54 км3 (в год очень низкой водности).

Запасы пресных вод в Украине составляют около 1 тыс. м3 на человека (при норме более 1,5 м3/чел.) → Украина является водонеобеспеченым.

4. Проблемы рационального использования и сохранения водных богатств

 

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение практической работы № 4 (завершение):

• По картам атласа и дополнительными источниками выясните, как области Украины обеспечены водными ресурсами.

• Сделать общий вывод об особенности расположения водных объектов по территории Украины и состояние обеспеченности водными ресурсами разных ее частей.

 

VII. Итоги урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать §___.

2. Закончить оформление практической работы № 4.