География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 КЛАСС

УРОК 26. ФРАНЦИЯ

 

Учебная цель: охарактеризовать ЭГП, природные условия и ресурсы Франции, определить особенности населения и ведущие отрасли хозяйства; развивать умения составлять комплексную характеристику страны, обосновывать отраслевую структуру хозяйства, умение работать с картами атласа и учебником, умение работать в малых группах.

Оборудование: политическая карта Европы, физическая карта Европы, атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы.

Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, хозяйство, специализация, экспорт, импорт.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вспомните, что вам известно о Францию.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Когда речь идет о Франции, первое, что вспоминают почти все, - это показы коллекций всемирно известных французских модельеров. Франция считается «законодательницей мировой моды. Такие имена, как Коко Шанель, Кристиан Диор, Жан-Поль Готье, Пьер Карден и другие давно стали «визитной карточкой» страны.

Впрочем, Франция понимается не только в элегантном наряде и аксессуарах. Франция - высокоразвитая постиндустриальная держава, одна из самых развитых стран мира, входящих в состав «Большой семерки». По экономическому потенциалу Франция занимает второе место среди стран Западной Европы (после Германии). Она занимает одно из ведущих мест в мире по объему промышленного производства, четвертое место по экспорту капитала, тратит огромные суммы на научные исследования и разработки. В отраслевой структуре экономики основным видом деятельности населения стала сфера услуг. Именно это государство занимает первое место в мире по популярности среди туристов.

Однако Франция не всегда была богатой и развитой. Давайте узнаем подробнее, какие предпосылки способствовали ее возвышению, которые современные экономические достижения имеет страна. Безусловно, этот опыт является ценным для Украины, которая находится на стадии экономических реформ.

 

IV. Изучение нового материала

1. «Визитная карточка»

Задача 1. Пользуясь картами атласа, составьте «визитную карточку» Франции.

Официальное название - Французская Республика. Площадь - 543,9 тыс. км2. Население - 65,4 млн. человек (2009 г.). Столица - Париж. Экономически высокоразвитое государство, страна «Большой семерки». Президентская республика, унитарное государство.

Задание 2 (работа в группах). Каждая группа (4-5 учеников) обрабатывает один вопрос по типовому плану характеристики страны. Время на подготовку - 10-12 мин., время выступления - 3 мин. Желательно, чтобы докладывали все члены группы.

2. ЭГП

Узловое географическое положение Франции среди развитых западноевропейских государств, удобство морских и сухопутных связей.

3. Природные условия и природные ресурсы

Преимущество равнинных пространств с плодородными окультуренными бурыми лесными и подзолистыми почвами в сочетании с умеренным теплым и влажным морским климатом является благоприятным фактором для развития сельского хозяйства.

Мягкий климат, живописная природа, тысячи километров морских пляжей, большие возможности для развития туризма, альпинизма и зимних видов спорта в горах, богатство исторических и архитектурных памятников, густая сеть дорог, отелей и ресторанов делают Францию классической туристической страной.

4. Населения

Первый тип воспроизводства населения. Естественный прирост - 3%, «старение нации».

Французы (82 %), корсиканцы, баски, эльзасцы, бретонцы, фламандцы. Значительное количество (более 4,5 млн. человек) составляют иммигранты - португальцы, алжирцы, марокканцы и другие народы. Подавляющее количество населения являются христианами-католиками.

Плотность в горных районах - 20 чел./км2, в районах Парижа, Лиона и других крупных городов - превышает 300 чел/км2. Урбанизация - 75 %. В 50 агломерациях проживает около 60 % населения страны.

В столичной агломерации проживают 11,4 млн. жителей.

5. Промышленность

Ведущими среди отраслей промышленности Франции являются энергетика, машиностроение и химическая промышленность. Крупнейшие промышленные районы сосредоточены на востоке страны.

Топливно-энергетическая промышленность работает на импортном нефти и природном газе и с использованием собственного каменного угля. В электроэнергетике ведущую роль играют атомные электростанции (до 75 %).

В структуре промышленного производства наибольшая доля приходится на отрасли общего (12 %) и транспортное (10 %) машиностроение. Автомобильная промышленность («Пежо-Ситроен» и «Рено» обеспечивают 4 и 5 % мирового производства легковых автомобилей).

Франция входит в «пятерку» ведущих стран мира по объемам производства и экспорта химикатов. Является одним из мировых лидеров по производству минеральных удобрений, синтетического каучука, пластмасс, фармацевтических средств, парфюмерии.

Черная и цветная металлургия. Текстильная, швейная и пищевая промышленность.

6. Сельское хозяйство

Занимает 1-е место в Европе как по валовому производству продукции, так и по показателям на душу населения. На долю сельского хозяйства страны приходится 4 % ВВП и 5 % экономически активного населения, 25 % продукции в ЕС. Ведущая отрасль - животноводство, что составляет 2/3 стоимости аграрной продукции (молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство). Выращивают зерновые, картофель, сахарная свекла, масличные (рапс, подсолнечник). Виноградарство и виноделие.

7. Транспорт и внешнеэкономические связи

Хорошо развит транспортный комплекс. Транспортная сеть страны имеет четко выраженный радиальный тип: почти все основные магистрали идут от Парижа. Крупнейшими торговыми партнерами являются страны ЕС, США, Япония. Экспорт: машины и оборудование, пластмассы, духи, сталь, прокат, алюминий, зерно, сахар, виноград, вина, сыры, мясо. Импорт: минеральное сырье, лес, некоторая сельскохозяйственная продукция (хлопок, кофе, чай).

Франция занимает первое место в мире по популярности среди туристов (ежегодно страну посещают более 80 млн. туристов, что дает около 2,8 % ВВП).

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обсуждение результатов работы групп (прием «Микрофон»). Самооценивание, оценивание.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

· Составить развернутый план параграфа.

· Составить схему внешнеэкономических связей Франции.

· Составить кроссворд «Топ-10 выдающихся мест Франции».