УРОК 27. ИТАЛИЯ
Учебная цель: сформировать у учащихся систему знаний об особенностях ЭГП, населения, хозяйства Италии; определить влияние ЭГП на развитие хозяйства, территориальные различия в структуре хозяйства страны; развивать практические умения работать с материалом учебника и картами атласа.
Оборудование: политическая карта Европы, физическая карта Европы, атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы.
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, хозяйство, специализация, экспорт, импорт.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. «Географическая разминка» (работа в парах)
Ученики по очереди задают друг другу вопросы по политической картой Европы (страны, столицы).
2. Проверка домашнего задания
Схема внешних экономических связей Франции.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Про современную Италию сложно говорить языком сухих статистических данных. В этой средиземноморской стране с древней историей увлекательным приключением может стать не только переезд из города в город, но даже прогулка соседними улицами, причудливо соединили в себе различные эпохи и культуры. Туристические проспекты и художественные фильмы произвели в нашем сознании представление о ослепительное солнце, древние мозаики тротуаров и скульптуры храмов, о неукротимый итальянский темперамент и вездесущем и кровожадную итальянскую мафию.
Именно эта страна подарила миру много замечательных вещей: автомобили высшего класса «Феррари» и «Ламборджини», модные торговые марки «Армани», «Гуччи», «Валентино», вино «Кьянти» и ликер «Амаретто». Она научила чуть ли не всю планету готовить спагетти и пиццу.
IV. Изучение нового материала
1. «Визитная карточка»
Официальное название - Итальянская республика. Площадь - 301,2 тыс. км2. Население - 60,2 млн. человек (2009 г.) Столица - Рим. Экономически высокоразвитое государство, страна «Большой семерки». Парламентская республика, унитарное государство.
2. Экономико-географическая характеристика страны
Задачи. Представьте себя иностранными журналистами, которые получили задание составить краткий обзор определенные стороны жизни Италии (используя типовой план характеристики страны). Время выполнения - 20-25 мин.
Материалы для учителя
Италия - государство на юге Европы. Территория состоит из трех частей: материковой, полуостровной (Апеннинский полуостров) и островную (острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов). Около 80 % ее границ - морские. Граничит с Францией, Швейцарией, Австрией, Словенией. В пределах страны существуют две анклавные государства - Ватикан и Сан-Марино.
Природные условия Италии разнообразны. 80 % площади составляют молодые сейсмически активные горы - Альпы и Апеннины. Самая большая равнина - Паданская низменность, на севере Италии. Здесь климат умеренный континентальный, а на полуострове и островах - субтропический средиземноморский. В горах климат меняется с высотой. Итальянские реки, как правило, короткие и стремительные, берут начало в горах и стекают прямо в море. Леса покрывают 1/5 площади, однако это преимущественно горные низкорослые деревья и кустарники. Хвойные леса распространены в Альпах. Италия небогата полезными ископаемыми. Исключение составляют строительные материалы - мрамор, гранит, травертин.
Население размещено неравномерно. В наибольшей степени заселена Паданская равнина и западное побережье. Первый тип воспроизводства, отрицательный естественный прирост, «старение нации», активные внутренние и внешние миграции населения.
Одно-национальная страна (около 94 % итальянцы). Урбанизация - около 70 %. 12 % всего населения проживает в четырех крупнейших городах - Риме, Милане, Неаполе и Турине.
Италия - высокоразвитая постиндустриальная страна. Контрасты между развитым севером и отсталым югом. Крупнейшие промышленные центры находятся на севере.
Главной отраслью промышленности является машиностроение. Автомобилестроение (концерн ФИАТ), производство офисного оборудования (калькуляторы, пишущие машинки и др.), сельскохозяйственных машины (трактора), ткацких станков, швейных машин, электронагревательного оборудования. Второе место занимает текстильная и швейная промышленность. Широко развито производство обуви.
Химическая промышленность, включая нефтехимию и производство синтетических волокон, дает около 1/7 общего объема продукции обрабатывающей промышленности.
Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, собственном природном газе и гидроресурсы. Более 3/4 электроэнергии производится на ТЭС, которые работают в основном на мазуте. Относительно велика доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают геотермические электростанции. Атомные электростанции выведены из эксплуатации.
Черная и цветная металлургия работают на импортном сырье, предприятия расположены вблизи портов.
Пищевая промышленность.
В сельском хозяйстве Италии занято около 14 % экономически активного населения. В ЕС Италия специализируется на выращивании и экспорте овощей, фруктов, вина. Традиционное виноградарство. Животноводство играет второстепенную роль.
Основным видом транспорта Италии является морской (90 % грузооборота). Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный.
В международном географическом разделении труда «лица» Италии определяется продукцией машиностроения, текстильной, швейной промышленности, субтропического земледелия (фрукты, вина, цитрусовые).
Важной отраслью хозяйства Италии является туризм.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
1. Выступления учащихся (2-3), обсуждение их осмотров
2. Вопрос
• Как сказались на развитии хозяйства Италии особенности ЭГП страны?
• Чем обусловлена низкая, по сравнению с другими европейскими странами «Большой семерки», доля наукоемких отраслей в структуре хозяйства страны?
• Какие вы заметили территориальные различия отраслевой структуры хозяйства Италии?
• Чем, по вашему мнению, они обусловлены?
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Повторить §§ , подготовиться к практической работе.
· Подготовить заполненную контурную карту Европы.
· Повторить расположение стран и их столиц на политической карте Европы.