УРОК 25. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Учебная цель: формировать у учащихся систему знаний об особенностях географического положения, населения и хозяйства Великобритании; совершенствовать навыки составления комплексной экономико-географической характеристики страны с помощью карт атласа, учебника и других источников географических знаний; развивать аналитическое мышление и навыки системного анализа на основе сравнения экономико-географических характеристик стран.
Оборудование: политическая карта Европы, физическая карта Европы, атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы, картинки с флагом и пейзажами Великобритании.
Основные понятия: экономико-географическое положение, природные ресурсы, естественный прирост, плотность населения, урбанизация, хозяйство, специализация, экспорт, импорт.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. «Географическая разминка»
Учитель бегло показывает страны на политической карте мира, ученики называют их вместе со столицами.
2. Вопрос
Общие экономико-географические характеристики присущи большинству стран Европы?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Сегодня на уроке речь пойдет о европейскую страну, очень хорошо знакомую вам из уроков истории, мировой литературы, английского языка. Эта страна дала миру Уильяма Шекспира и Чарльза Диккенса, легендарных Робина Гуда и Шерлока Холмса, загадочный Стоунхендж и прославленный «Битлз».
ИV. Изучение нового материала
1. «Визитная карточка»
Официальное название - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Площадь - 244,1 тыс. км2. Населения - 61,1 млн. человек (2009 г.). Столица - Лондон. Экономически высокоразвитое государство, страна «Большой семерки». Конституционная монархия, унитарное государство.
2. ЭГП
Задача 1. Прослушайте характеристику географического положения Великобритании на языке жителей этой страны. Необходимо не только понять услышанное, но и оценить, выделив позитивные и негативные признаки ЭГП, имеющих влияние на экономическое развитие страны. Результаты запишите в тетради. Выступление учащихся, получивших опережающее задание
3. Природные условия и ресурсы
Задание 2. Используя карты атласа, охарактеризуйте природно-ресурсный потенциал Великобритании.
4. Населения
Задача 3. За картами атласа, схемами, учебником, таблицами, определите главные характеристики населения Великобритании.
Одна из наиболее густонаселенных и высоко-урбанизированных (89 %) стран Европы. Население размещается крайне неравномерно, основная часть жителей сконцентрирована в Англии.
Естественный прирост 1,3%, положительное сальдо миграции.
Многонациональная страна: англичане (81 %), шотландцы (15 %), валлийцы и ирландцы (4,6 %), арабы, китайцы, индусы, африканцы.
Крупнейшие городские агломерации: Большой Лондон, Бирмингем, Глазго. Более половины жителей страны сконцентрировано в Английском мегаполисе.
5. Хозяйство
Главными отраслями экономики являются сфера услуг и промышленность. По объему промышленного производства страна занимает 5 место в мире. Промышленность использует в основном привозную сырье и все больше ориентируется на внешний рынок.
Задача 4. Проанализируйте экономическую карту Великобритании, выпишите в тетради отрасли промышленности; выделите, на ваш взгляд, ведущие, новые и традиционные.
Ведущее место среди отраслей промышленности занимают машиностроение, электроэнергетика, химическая.
В машиностроении занято 1/4 всех работающих в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное (самолетостроение, ракетостроение, автомобилестроение) и точное машиностроение. Важную роль играет станкостроение. ТЭС - 76 %, АЭС - 23 %, ГЭС - 1 %.
Входит в десятку стран мира - лидеров по выплавке чугуна и стали. Основные центры в прибрежных районах. Британская цветная металлургия - одна из самых мощных в Европе. К отраслям, которые быстро развиваются, относятся и новейшие производства химической промышленности. Старейшая традиционная отрасль Великобритании - текстильная промышленность.
Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины).
Задание 5. Прочитайте текст параграфа, связанный с сельским хозяйством, и определите особенности сельского хозяйства Великобритании, а также то, чем они обусловлены.
Сельское хозяйство частично обеспечивает потребности страны. Занято около 2 % работающего населения страны. Основная отрасль - животноводство (70 %). Разводят преимущественно крупный рогатый скот молочного направления. Развито свиноводство, птицеводство и традиционное овцеводство. В растениеводстве выращивают в основном кормовые культуры (2/3 посевных площадей) и картофель. Из зерновых культивируют ячмень, пшеницу, овес, из технических - сахарную свеклу. Развито садоводство и овощеводство.
Задание 6. Определите национальные особенности транспортной системы и экономических связей Великобритании.
Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Основными торговыми партнерами являются члены ЕС (54 %) и США.
Экспорт: машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, автомобили, вооружение, химические продукты, медицинские препараты, продовольствие.
Импорт: минеральное сырье, лес, машины и оборудование, продукты питания.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задание 7 (выполняется по вариантам)
I вариант. Определить общее в экономико-географических характеристиках Германии и Великобритании.
II вариант. Определить различия в экономико-географических характеристиках Германии и Великобритании.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
· Проработать § .
· Составить в тетрадях схему внешних экономических связей Великобритании: