РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ
УРОК 26. Сосудистая система. Большое и
малый круг кровообращения
Образовательная цель: изучить особенности
строения сосудов кровеносной системы и их функции, закрепить знания о великом и
малый круг кровообращения.
Основные понятия и термины: артерии,
артериолы, вены, венулы, капилляры, большой круг кровообращения, малый круг
кровообращения, верхняя полая вена, нижняя полая вена.
Оборудование: таблица «Кровеносная
система человека».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
I. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
- Что такое сердечный цикл?
- Перечислите фазы сердечного цикла.
Укажите их продолжительность.
- Что мы называем систолическим
объемом, минутным объемом крови?
Представьте ритмичную работу сердца
80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите,
сколько лет из 80 у нее:
- отдыхали мышцы желудочков сердца;
- отдыхали мышцы предсердий;
- были закрыты створчатые клапаны;
- были закрыты полулунные клапаны.
II. Изучение нового материала.
1. Сосуды кровеносной системы:
артерии, вены, капилляры, их строение и функции. (Работа в парах.)
Задание: прочитайте в учебнике
текст параграфа и дайте характеристику сосудов (строение, функции):
I ряд - артерий;
II ряд - вен;
III ряд - капилляров.
2. История открытия кровообращения.
(Сообщения учащихся.)
3. Большой и малый круги кровообращения.
Пути и направления движения крови. (Рассказ учителя с элементами беседы и
использованием таблицы «Кровеносная система человека).
Учитель чертит на доске цветной
мелом схему большого и малого круга кровообращения, а ученики - цветными карандашами
в тетрадях.
4. Регуляция кровообращения. (Объяснение
схем.)
5.
III. Закрепление изученного
материала.
Задачи. Заполните в рабочих
тетрадях таблицу.
Сосуды
|
Строение сосудов
|
Какая кровь движется
|
|
|
|
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника. Подготовить сообщение на тему «С.С. Брюхоненко - выдающийся
ученый-физиолог».