Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ

 

УРОК 25. Работа сердца. Сердечный цикл. Нейрогуморальная регуляция работы сердца

 

Образовательная цель: углубить знания учеников о работе сердца; сформировать понятие о нейрогуморальную регуляцию его работы и дать понятие о сердечный цикл, его фазы.

Основные понятия и термины: диастола, систола, систолический объем, частота сердечных сокращений, минутный объем крови.

Оборудование: муляж сердца, карточка «Работа сердца»

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

Выполнение задания: оборви лишние лепестки на каждой «ромашке» так, чтобы оставленная лепесток соответствовала понятию, написанное внутри.

 

 

Проблемный вопрос. Между правым и левым предсердием у эмбриона есть большое отверстие величиной с булавку. Повлияет этот дефект на работу сердца и кровообращение?

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение учителя. За одно сокращение сердце выбрасывает в среднем 60 мл крови, что составляет 420 мл за минуту, свыше 25 л в час, 600 л за год, свыше 14 000 000 л в течение жизни. Это - 300 железнодорожных цистерн.

Чем объяснить такую большую работоспособность сердца?

III. Изучение нового материала.

1. Сердечный цикл. Работа сердца. (Рассказ учителя с использованием муляжа сердца, карточки «Сердечный цикл».)

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: прочитайте текст учебника и заполните таблицу «Фазы сердечного цикла».

 

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз

Предсердия

Желудочек

Створчатые клапаны

Полулунные клапаны

Систола предсердий

 

 

 

 

 

Систола желудочков

 

 

 

 

 

Диастола предсердий и желудочков

 

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

- Когда отдыхает сердце?

- Изменится сердечный цикл во время занятий спортом?

- Как обеспечивается отдых сердца во время интенсивной работы?

2. Нейрогуморальная регуляция работы сердца. (Составление и анализ схемы Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца».)

 

 

3. Тренировки сердца. (Сообщение ученику.)

Два с половиной тысячелетия назад лучшему воину-скороходові было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!» - и упал мертвый. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения.

С 896 г. проводится соревнования по марафонского бега, и бегунам-марафонцам эта дистанция является безопасной.

- Почему бегуны-марафонцы легко преодолевают эту дистанцию?

- Почему для сердца полезно заниматься физическим трудом или спортом?

- Каждый ли может стать марафонским бегуном?

- Какую роль играет утренняя гимнастика для улучшения работы сердца?

4. Негативное влияние вредных привычек на работу сердца. (Сообщение ученика о влиянии курения и употребления алкоголя на сердце.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Практическая работа №2

Тема. Измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Цель: научиться находить пульсовые точки и определять частоту сердечных сокращений и артериальное давление.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, манометр, учебник.

Ход работы

1. Рассмотрите схематический рисунок, на котором обозначены пульсовые точки. Найдите их у себя и своего товарища.

2. Найдите пульс у себя на запястье. Включите секундомер и в течение 30 секунд считайте пульс. Полученные данные умножьте на 2. Вы получите количество сокращений сердца за 1 мин.

3. Частоту сердечных сокращений за 1 минуту определите другим способом. Зная продолжительность одного сердечного цикла (0,8 с), можно определить, сколько раз сердце сократится за 60 сек: 60 : 8 = 75 (раз).

Места близкого расположения крупных артерий к поверхности тела.

 

 

4. Сравните результаты, сделайте выводы.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

5. Используя рисунки, опишите методику измерения артериального давления у человека.

 

 

Измерения кровяного давления

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

6. Измерьте давление крови в плечевой артерии своего товарища при сокращении сердца (максимальное, систолическое) и при его расслаблении (минимальное, диастолическое).

7. Полученные данные занесите в таблицу, помня, что у молодых здоровых людей в состоянии покоя давление составляет 120+10 мм рт. ст. во время его расслабления.

 

Фазы работы сердца

Нормальное кровяное давление

Полученные результаты во время измерения

1. Систола желудочков

 

 

2. Диастола желудочков

 

 

 

8. На основе исследований сделайте выводы, ответив на вопросы:

а) Какое практическое значение имеет умение считать пульс?

б) Почему у человека кровяное давление может меняться?

в) В результате измерения артериального давления получены следующие данные: 130/180 мм рт. ст., 180/100 мм рт. ст.

Что означают цифры в числителе и знаменателе? В любом случае артериальное давление нормальное?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

- У какого человека сердце имеет высшее работоспособность, чем это можно объяснить?

- У какого человека быстрее наступит усталость сердечной мышцы?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника. Подготовить сообщение «История открытия кровообращения».