РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ
УРОК 25. Работа сердца. Сердечный
цикл. Нейрогуморальная регуляция работы сердца
Образовательная цель: углубить знания учеников
о работе сердца; сформировать понятие о нейрогуморальную регуляцию его работы
и дать понятие о сердечный цикл, его фазы.
Основные понятия и термины: диастола,
систола, систолический объем, частота сердечных сокращений, минутный объем крови.
Оборудование: муляж сердца, карточка
«Работа сердца»
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Выполнение задания: оборви лишние
лепестки на каждой «ромашке» так, чтобы оставленная лепесток соответствовала понятию,
написанное внутри.
Проблемный вопрос. Между правым и
левым предсердием у эмбриона есть большое отверстие величиной с булавку. Повлияет
этот дефект на работу сердца и кровообращение?
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение учителя. За одно
сокращение сердце выбрасывает в среднем 60 мл крови, что составляет 420 мл за
минуту, свыше 25 л в час, 600 л за год, свыше 14 000 000 л в течение жизни.
Это - 300 железнодорожных цистерн.
Чем объяснить такую большую
работоспособность сердца?
III. Изучение нового материала.
1. Сердечный цикл. Работа сердца.
(Рассказ учителя с использованием муляжа сердца, карточки «Сердечный цикл».)
Самостоятельная работа с учебником.
Задание: прочитайте текст
учебника и заполните таблицу «Фазы сердечного цикла».
Фазы сердечного цикла
|
Продолжительность фаз
|
Предсердия
|
Желудочек
|
Створчатые клапаны
|
Полулунные клапаны
|
Систола предсердий
|
|
|
|
|
|
Систола желудочков
|
|
|
|
|
|
Диастола предсердий и желудочков
|
|
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
- Когда отдыхает сердце?
- Изменится сердечный цикл во время
занятий спортом?
- Как обеспечивается отдых сердца
во время интенсивной работы?
2. Нейрогуморальная регуляция работы
сердца. (Составление и анализ схемы Нервная и гуморальная регуляция деятельности
сердца».)
3. Тренировки сердца. (Сообщение
ученику.)
Два с половиной тысячелетия назад
лучшему воину-скороходові было поручено сообщить жителям Афин о победе
греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км за 3
часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!» - и упал мертвый.
Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения.
С 896 г. проводится соревнования по
марафонского бега, и бегунам-марафонцам эта дистанция является безопасной.
- Почему бегуны-марафонцы легко
преодолевают эту дистанцию?
- Почему для сердца полезно заниматься
физическим трудом или спортом?
- Каждый ли может стать марафонским
бегуном?
- Какую роль играет утренняя
гимнастика для улучшения работы сердца?
4. Негативное влияние вредных привычек
на работу сердца. (Сообщение ученика о влиянии курения и употребления алкоголя на
сердце.
IV. Закрепление знаний учащихся.
Практическая работа №2
Тема. Измерение частоты сердечных
сокращений и артериального давления.
Цель: научиться находить пульсовые
точки и определять частоту сердечных сокращений и артериальное давление.
Оборудование: секундомер или часы
с секундной стрелкой, манометр, учебник.
Ход работы
1. Рассмотрите схематический рисунок,
на котором обозначены пульсовые точки. Найдите их у себя и своего товарища.
2. Найдите пульс у себя на
запястье. Включите секундомер и в течение 30 секунд считайте пульс. Полученные
данные умножьте на 2. Вы получите количество сокращений сердца за 1 мин.
3. Частоту сердечных сокращений за 1
минуту определите другим способом. Зная продолжительность одного сердечного цикла (0,8
с), можно определить, сколько раз сердце сократится за 60 сек: 60 : 8 = 75
(раз).
Места близкого расположения крупных
артерий к поверхности тела.
4. Сравните результаты, сделайте
выводы.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Используя рисунки, опишите
методику измерения артериального давления у человека.
Измерения кровяного давления
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Измерьте давление крови в плечевой
артерии своего товарища при сокращении сердца (максимальное, систолическое) и при
его расслаблении (минимальное, диастолическое).
7. Полученные данные занесите в таблицу,
помня, что у молодых здоровых людей в состоянии покоя давление составляет 120+10 мм
рт. ст. во время его расслабления.
Фазы работы сердца
|
Нормальное кровяное давление
|
Полученные результаты во время
измерения
|
1. Систола желудочков
|
|
|
2. Диастола желудочков
|
|
|
8. На основе исследований сделайте
выводы, ответив на вопросы:
а) Какое практическое значение имеет умение
считать пульс?
б) Почему у человека кровяное давление может
меняться?
в) В результате измерения
артериального давления получены следующие данные: 130/180 мм рт. ст., 180/100 мм рт. ст.
Что означают цифры в числителе и
знаменателе? В любом случае артериальное давление нормальное?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- У какого человека сердце имеет высшее
работоспособность, чем это можно объяснить?
- У какого человека быстрее наступит усталость
сердечной мышцы?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника. Подготовить сообщение «История открытия кровообращения».