4.1. Методы и приемы обучения украинского языка
Современные методы и методические приемы обучения языку создавались и производились
многовековыми традициями отечественной школы, поэтому для учителя-словесника
сегодня необходимым является всесторонний анализ всей системы методов обучения предмету,
выявление еще не использованных резервов для решения задач, стоящих перед
школой.
Методы обучения - это сложная педагогическая категория, благодаря которой реализуются
все функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая, побуждающая,
контрольнокорекційна и др. Научная разработка и совершенствование их осуществляется
на основе новейших достижений педагогики, психологии, лингвистики, лингводидактики,
методики и других наук, а также передового педагогического опыта.
Эффективность усвоения языка в значительной степени зависит от правильного понимания
учителем методов обучения, их особенностей и классификационных структур.
Классификация дает целостное представление о комплексе методов и имеет не только
теоретическое, но и непосредственное практическое значение.
Обзор педагогической и методической литературы показывает, что в дидактике и методике
по-разному определяются и классифицируются методы обучения:
1.
С.Чавдаров, В.Масальський, Є.Дмитровський методами обучения языка называют
взаимосвязанные способы работы учителя и учащихся, при помощи которых осуществляются
задачи учебного процесса.
2. В.Онищук
считает, что методы обучения представляют собой систему взаимосвязанных видов деятельности
учителя и учащихся и приемов преподавания и учения, а каждый прием - систему действий
и операций учителя и учеников, которые определяются рациональной последовательностью и
целеустремленностью.
3. Л.Федоренко
отмечает: методы обучения языку - это способы работы учителя и зависимые от них
способы работы учащихся с отобранным для изучения языковым материалом.
4. На
мнение І.Олійника, методы обучения языку - это объединенная в одно целое деятельность
учителя и учащихся, направленная на усвоение языковых знаний, умений и навыков, на
организацию познавательной деятельности учащихся.
5. О.Біляєв
отмечает, что методы обучения языку объединяют в одно целое деятельность учителя и
учащихся, направленную на усвоение языковых знаний, умений и навыков, на организацию
познавательной деятельности учащихся.
До сих пор известные классификации методов обучения языку по источникам знаний, уровнем
познавательной деятельности учащихся, способом взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
И. Лернер, принимая за основу особенности и уровень познавательной деятельности учащихся
в процессе обучения, выделяет следующие методы:
□
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;
□
репродуктивный;
□
проблемное изложение;
□
частично-поисковый, или эвристический;
□
исследовательский. Сущность этих методов такова:
□
объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель дает готовую
информацию с помощью устного слова (учебника, пособия) или наглядных
средств (таблицы, схемы, картины, кино - и диафильмы), путем практического показа
способов деятельности (демонстрация опыта, образцов склонения, способов
составление плана, аннотации и т.д.). Этот метод обеспечивает только первый уровень знаний
(восприятие, когда ученики слушают, смотрят, читают, наблюдают,
соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают), но он не
способствует выработке умений и навыков;
□
навыки и умения формируются через применение репродуктивного метода,
основным признаком которого является воспроизведение и повторение видов деятельности по заданию
учителя. Внешней стороной этого метода является система разнообразных упражнений,
тренировок, программируемые материалы;
□
метод проблемного изложения материала характеризуется тем, что учитель ставит
перед учащимися проблему и сам показывает сложный, но доступный путь ее
решения. Особенность этого метода в том, что ученик не только воспринимает,
осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следят за логикой доказательств,
за развитием мысли учителя. Проблемное изложение предполагает постепенное привлечение
учащихся к прогнозированию выводов;
□
частично-поисковый метод приближает учащихся к самостоятельному решению проблемы.
Он приучает их видеть проблему, ставить вопросы, высказывать предположения,
строить доказательства, делать выводы;
□
исследовательский метод используется для стимулирования творческой деятельности учащихся,
предусматривает формирование умений ученика приобретать знания самостоятельно, исследовать
предмет или явление, делать выводы, а полученные знания применять в практической
деятельности. Он включает учащихся в процесс самостоятельного творческого познания, способствует
формированию навыков творческой деятельности, создает условия для формирования
познавательных интересов, потребность в такого рода деятельности.
Сторонниками этого метода в науке есть О.Текучов, Л.Федоренко.
Современные лінгводидакти (О.Біляєв, В.Мельничайко, М.Пентилюк, С.Караман)
отмечают такие способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке языка:
□ учитель
рассказывает - ученики слушают;
□ учитель
и ученики обмениваются мнениями с темы, которая изучается, благодаря чему доходят
нужных выводов и обобщений, формулируют определения, правила;
□ учитель
организует наблюдение школьников над виучуваними языковыми фактами и явлениями из
последующим коллективным обсуждением;
□ учащиеся
под руководством учителя самостоятельно приобретают знания по учебникам и другим
источниками;
□ учащиеся,
выполняя практические задания и упражнения, усваивают необходимые знания, уточняет и
обобщает учитель.
В основу классификации методов обучения украинскими лінгводидактами положено
способ взаимодействия учителя и учащихся на уроке, в соответствии с которыми выделены такие методы
обучение:
□ устный
изложение материала учителем (рассказ, объяснение);
□ беседа
учителя с учениками;
□ наблюдение
учащихся над языком;
□ работа
с учебником;
□ метод
упражнений.
По источникам знаний определяют методы обучения языку С.Чавдаров, О.Текучов, Л
.Федоренко, Є.Дмитровський. О.Текучов подает такую классификацию методов обучения
языки: 1) слово (рассказ) учителя; 2) беседа: 3) анализ языка (наблюдения за
языком, грамматический разбор); 4) упражнения; 5) использование наглядных пособий
(схем, таблиц и др.); 6) работа с учебной книгой; 7) экскурсия.
Л.Федорєнко к источникам знаний относит теоретический материал учебника,
дидактический языковой материал, живое вещание и определяет три основные группы методов
обучения: 1) методы теоретического изучения языка (беседа, сообщение, работа с
учебником); 2) методы теоретики практического изучения языка и речи (работа
с отдельными языковыми единицами, их формами); к ним относятся наблюдение, разбор,
диктант; реконструирование, конструирования; 3) практические методы (работа с текстом
для запоминания традиции использования языковых единиц в речи и для
развития речи) - это переводы, сочинения.
Рассматривая методы обучения с точки зрения системного подхода, С.Караман,
О.Караман, М.Пентилюк названные признаки методов обучения предлагают
использовать как рабочую дефиницию определения Є.Ітельсона: "... метода
обучение - это система методических приемов, построение которых определяется целями
обучение, обще-дидактическими принципами, характером учебного материала и
особенностями источников учебной информации".
Наличие различных классификаций в системе методов обучения языка свидетельствует о
научный поиск, накопление и теоретическое обобщение педагогического опыта учителей-словесников,
исследование методов на различных возможных системных уровнях.
Доказано, что метод создается только системой приемов и основывается на логике
процесса обучения. Особенность каждого метода создают доминирующие в нем
приемы.
Прием является элементом метода, средством его реализации, отдельным познавательным актом.
Его отличительной чертой по сравнению с методом является, во-первых, способность включаться в
различные методы, во-вторых, частность, через что прием часто называют деталью
метода. Например, дать учащимся понятие о самостоятельные и служебные части речи
можно и методом рассказа, объяснения или беседы учителя с учениками, но в каждом
случае необходимо применять такие приемы, как повторение трех основных
критериев определения частей речи:
■ обобщенное
значения (предметность, признак, действие, способ и др.; на какие вопросы отвечает);
■ какие грамматические
формы присущи каждому из слов как части речи (род, число, падеж; время,
образ, лицо и др.);
■ синтаксическая роль
(в функции какого члена предложения чаще всего выступает).
Специфика методов обучения языка предопределяется закономерностями и принципами ее
изучение, логичной структурой содержания предмета, характером тех знаний и умений,
которых приобретают ученики, а также и системой дидактических и специфических приемов,
характерных для изучения языка.
К приемам мисленнєвого характера относятся анализ, синтез, сравнение,
абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция.
Специфические приемы, обусловленные содержанием темы, в частности разными видами разбора и
фонетического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического,
синтаксического, стилистического); каждый из них может быть устным и письменным, полным и
частичным. Известные приемы графического разбора, разбора-рассуждения; замена,
распространение, перестановка языковых единиц; моделирование структуры предложения,
словосочетание, конструирование словосочетаний, предложений определенного типа, замена
языковых единиц соотносимыми, лингвистический и стилистический эксперименты,
алгоритмизация (может применяться при изучении почти всех разделов курса
языка). В процессе работы над формированием коммуникативных умений сложились приемы
работы над текстом: озаголовлення текста, членение текста, составление плана,
определение основной мысли текста, построение текста определенного стиля, воспроизведения
деформированного текста, композиционное оформление текстов разных типов речи
т.д.
Специфика изучения предмета выражается прежде всего через свойственные для него
приемы, разное соотношение этих приемов в системе основных методов. Поэтому
сегодня усилилось внимание исследователей к специальных приемов изучения предмета
как к фактору специализации метода и одного из важных понятий в концепции
методов обучения.
Методы взаимодействуют между собой, но не могут быть частью друг друга, а
приемы, взаимодействуя, объединяются в различных вариантах и могут входить как
составной компонент к различным методам.
Выбор методов и приемов обучения языку необходимо осуществлять в процессе
подготовки к уроку, учитывая его дидактическую цель, характер содержания
учебного материала, уровень знаний учеников. Чтобы успешно овладеть оптимальным
выбором методов и приемов обучения языку, следует глубоко осмыслить состав,
структуру, функции каждого из них и возможности применения.
При выборе методов обучения языку необходимо руководствоваться дидактическими и
лінгводидактичними принципами. В первую очередь следует учитывать дидактический
принцип соблюдения единства содержательной и процессуальной сторон в обучении,
лінгводидактичний принцип установления межпредметных и внутрірівневих и
межуровневых связей при изучении языка и т.д.
Поскольку язык как учебный предмет имеет логическую структуру, основу которой
составляют языковые понятия, нужно во время изучения всех уровней языка
устанавливать сквозные межпонятийные связи, что усиливает развивающую функцию
методов обучения, активизирует познавательную самостоятельность учащихся, способствует творческому
выбора методов обучения.