Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МАННГЕЙМ (МАННХЕЙМ) (MANNHEIM) Карл (27.03.1893, Будапешт - 09.01.1947, Лондон) - нем. философ и социолог, один из основателей социологии знания. Получил образование в ун-тах Будапешта, Парижа, Фрайбурга, Гейдельберга. На формирование наук, взглядов М. оказали влияние М. Вебер, Г. Зіммель, Е. Гуссерль, Э. Ласк, Г. Ріккерт, Д. Лукач, Бы. Залай. Ранние работы ученого, написанные на венгерском языке, посвященные литературоведческой и гносеол. тематике. С 1929 г. М. работает профессором социологии и политэкономии Франкфуртского ун-та. В 1933 г. он эмигрировал в Великобританию, где читает лекции в Лондонской школе экономики и полет, наук и в Ин-те образования при Лондонском ун-те. Незадолго до смерти возглавил Европейское отделение ЮНЕСКО. Начал издание "Междунар. библиотеки социологии и социальной реконструкции".

Круг своих наук, заинтересованности в 20-х гг. М. определяет как "интерпретацию духовных явлений" в контексте философии культуры ("Душа и культура", Будапешт, 1918) и теории познания ("Структурный анализ теории познания", Берлин, 1922). Постепенно интересы ученого смещаются в плоскость социологии культуры и, в частности, социологии знания, которая в интерпретации М. приобретала значение методологии познания явлений социокультурной сферы. Ученый ставит целью обосновать "соціол. понятие мышления" как процесса, который разворачивается в пределах группы и несет на себе отпечаток групповых интересов. Социология знания должна соотносить понятия, идеи, вообще "духовные образования" с социальными позициями их носителей. Различие этих позиций влечет различие различных "перспектив" или "стилей мышления" - консервативного, либерального, метафіз., наук.-рационального, утопического и др. В этом отношении социологию знания можно понимать как обоснование релятивності любых познавательных ценностей и норм, односторонности всех истин ("історицизм", "реляционизм").

Сист. обоснование идеи социологии знания получили в работе "Идеология и утопия" (1929). Исходя из Марксового представление об идеологии как иллюзорную сознание, М. соотносит идеи К. Маркса с выводами М. Вебера и С. Фрейда. Идеологии является не чем иным как попытками рационализации и сублимации коллективного бессознательного, однако попытками, которые еще остаются под влиянием бессознательного, и не способны адекватно отразить социальную действительность. Идеология - это теорет. перспектива, в которой осознают действительность привилегированные, господствующие сусп. слои, которые заинтересованы в сохранении существующей ситуации. Зато утопии возникают в головах представителей низших социальных групп, которые воспринимают действительность преимущественно в негативном контексте, требуя изменения существующего строя. В типовых образцов утопий М. относил "оргіастичний хіліазм анабаптистов", "либерально-гуманистическую идею", "консервативную идею" и "социально-коммунистическую утопию". По мере того, как ускоряются процессы циркуляции элит и представители низших слоев получают господствующие позиции, утопии превращаются в идеологии, которым противостоят новые утопии и т.д.

Выйти за пределы влияния коллективного бессознательного и способствовать установлению рационального контроля над ним способна лишь одна прослойка - "свободная интеллигенция", которая рекрутируется из разных социальных групп и профессионально занимается интерпретацией мира в категориях наук, знания. Одним из последствий деятельности этого слоя в пределах зап. культуры стало "развенчание идеологий" и появление современных наук о природе, обществе и познании. Однако наук, рационализация мира неизбежно будет плюралистичной и релятивною, кроме того, она не свободна от влияния полет, интересов и часто становится их орудием. В то же время серьезной мировоззренческой альтернативы наук, мировоззрения сегодня, как считал М., нет.

Труда социолога, опубликованные в сутки его эмиграции и работы в Англии, иногда наз. "диагностическими". М. стремится поставить "диагноз эпохи", обозначенной глобальными изменениями и полет, потрясениями - революциями, войнами, возникновением тоталитарных режимов. Ранне-капіталіст. сутки с ее либеральной идеологией "laisses faire" завершается, и на ее смену приходит "плановое общество". Тоталитарные режимы являются не чем иным, как грубой форме рационального планирования социальной жизни. Альтернативой им выступает общество "демокр. саморегуляции", где демокр. ценности становятся объектом планомерного внедрения в жизнь ("Диагноз нашего времени", 1944). Неслучайно значительное место в трудах позднего М. занимает проблема социальных технологий - рационального регулирования социальных процессов (в частности в образовательно-педагогической сфере) на групповом уровне. Труда социолога повлияли на формирование теорет. идей франкфуртской школы, на развитие феноменол. социологии знания и т.н. психол. социологии цивилизации (Н.элиас).