Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МАНИПУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - способ социального управления, который заключается в скрытых (чаще всего через формирование иллюзорных представлений) воздействиях на массовое сознание и поведение людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) в интересах определенных социальных сил, значит, и против собственных интересов. В сочетании с силовыми и экон. методами М. с. обеспечивает маніпуляторові (субъекту управления) возможности направлять деятельность и поведение масс, социальных групп, индивидов в нужном направлении, обладать социальной ситуацией По характеру осуществления и масштабу охвата своего объекта М. с. может быть локальной, ограниченной, узкой, сфокусированной или глобальной, всеобъемлющей. К ней могут прибегать различные социальные субъекты (индивиды, группы.:, правительства, парламенты, издатели газет, редакции теле-и радиовещания, полет, партии и т.д.).

Общ. технология глобальной (нередко общ. гос.) М. с., как правило, основывается на использовании мощных средств воздействия на массовое сознание (СМИ, идеология, демагогия, популизм, дезинформация и т.п.), а также на укоренение, имплантацию в массовое сознание социальных мифов, иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемые преимущественно на веру, без рационального, крит. осмысления. Кстати, мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. В США, по мнению Г. Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, есть 5 социальных мифов о индивидуальную свободу и собственный выбор поведения граждан: нейтралитете важнейших полит, ин-тов (конгресса, суда и президентской администрации, а также СМИ); неизменной эгоистической природе человека, его агрессивность, склонность к накопления и потребления; отсутствие в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их огромный массив, контролируются влиятельными рекламодателями и правительством и представляют единую индустрию иллюзорного сознания.

Для внедрения и поддержания функционирования социальных мифов технология манипуляции предполагает использование разнообразного материала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся прямая подтасовка фактов, замалчивание правдивой информации, распространение лжи и клеветы, а также более утонченные, рафинированные приемы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и конкретно освещают малозначительные детали и замалчивают более важные факты или же подают слишком общ. характеристику событий), навешивание ярлыков (когда с целью компрометации лиц или идей им без доказательств дается неприглядная характеристика или определение).

Есть много приемов лингвистической, языковой манипуляции, которые предусматривают использование эвфемизмов, многозначных терминов, словосочетаний, которые содержат в себе противоречивые или многозначные оценки.

Любой инф. жанр, канал рядом с общ. приемами манипуляции имеет специальные. Телевидение, напр., для формирования у зрителей апатии, негативного отношения к тем или иным политикам применяет непривлекательные ракурсы их показа или соответственно монтирует отснятые кадры.

Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Чаще всего они прибегают к такому, в частности, манипуляционного приема, как "спираль умолчания", который заключается в том, что с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения стремятся убедить граждан в поддержке большинством общества нужной манипуляторам сусп. позиции. Это может заставлять людей, которые придерживаются иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психол. изоляции или претерпеть определенных санкций, скрывать свое мнение, то и изменить ее. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или ложной большинства становится еще громче, еще сильнее давит на недовольных или неуверенных, кто не принимает "заг принятой" мысли, те еще глубже скрывают свои убеждения. Как следствие - "спираль умолчания" закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам.

Возможности модуляционного использования средств массовой коммуникации велики, но не безграничны. Пределы манипуляции сусп. мнением определяются прежде всего уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Чтобы быть эффективной, М. с. должна опираться на менталитет и бытовые представления населения. Хотя под влиянием пропаганды эти представления могут медленно меняться. Существенными препятствиями для М. с. является собственный опыт людей, а также не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, інтеракційні группы, складывающиеся в процессе производственной, досуговой или иной деятельности. Особым технол. приемом М. с. выступает дезинформация (см. Дезинформация).