МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович (15.09.1804, х. Тимківщина, теперь с. Богуславец Черкасской обл. - 22.11.1873, х. Михайлова Гора, ныне с. Прохоровка той же обл.) - выдающийся рус. ученый - энциклопедист, выдающийся специалист в области истории, филологии, этнографии, ботанике и других отраслях науки, первый ректор Киевского ун-ту. Естественные и историко-филол. студии М. основываются на определенных филос. началах. Воспитанный на идеях Ф. Шеллинга и Л. Окена, М. сделал дальнейший шаг в их развитии.
Познания природы и общества, по его мнению, должно основываться на результатах наук, опыта "строго аналитического и осторожно синтетического, а потому положительного", ибо "философия может быть в каждом творении ума" и "всякая наука должна быть философией". Поэтому к философии входят все науки - теология, психология, математика, физика..., а "в наши времена самые главные ее вопросы связанные с наукой истории".
Этот историзм в философии приближает М. к теории Ф. Баядера и взглядов Г. В. Ф. Гегеля. С такой теорет. установкой М. приступил исследовать укр. фольклор. Изучение фольклора, а также значительное влияние философии Гегеля дали возможность персонифицировать "дух" украинцев и сделать первую попытку охарактеризовать различие между укр. и рус. менталитетом. Особенности украинцев, которые нашли свое отражение в содержании и характере их песен, является результатом сочетания трех начальных способов жизни - "наїзницького, буйного, беззаботного с ленивой однообразием и скудністю жизни пастушьей и оседлостью земледельческого".
В рус. песнях М. находил уныние, забвение, размышления, проявлял "дух, покорный своей судьбе и подчиненный ее воле. Россиянин не привык принимать деятельного участия в переворотах жизни... Он желает словно одділитися от всего, закрыв рукой ухо, хочет словно бы затеряться в звука Через это русские песни определяются глубокой тоской, безнадежным забвением". Укр. Же - "проявляя борьбу духа с судьбой, отличаются порывами страсти, жатой твердостью и силой чувства, как и естественностью выражения. В них видим не забвение и не безнадежный сумм, но больше досаду и тоску; в них больше действия, укр. дух, не находя еще в себе самом особых форм для полного проявления чувство, что зарождается в его глубине, невольно обращается к природе, с которой он через свое детство еще дружит, и в ее предметах видит, испытывает нечто подобное к себе". Выводы М о менталитете украинцев является переда языках становления укр. этносоциологии.