Тема 2. МЕТАФИЗИКА
§ 2. Онтология как подразделение метафизики
Содержание категории бытия. Сущее, бытие, сущность
Будучи тем. что существует (материальные вещи, свойства, отношения, а также идеи, теории, ценности), и охватывая, как материальное, так и идеальное (духовное), бытие в широком смысле является всеобъемлющей реальностью, самым общим понятием о сущем вообще. В понятие бытия, предстает выходным в осмыслении человеком мира, здійснювано-интеграцию основополагающих идей о мир как целое, то есть мир, который есть и существует как бесконечная целостность природного и духовного, индивидов и общества. Все это предстает сущим - уникальным, неповторимым в его внутренних и внешних проявлениях, условиях существования, что никогда не воспроизводятся снова и не стоят неизменными.
Бесконечное многообразие форм и проявлений конкретных объектов мира, со всеми их свойствами, связями и отношениями является упорядоченным и существует определенным способом. Содержание понятия мира, общие знания о системно-структурную упорядженість мира раскрывают через систему категорий, универсальных философских понятий бытия, действительности, сущности, существования, субстанции, материи, движения, пространства, времени, системности, а также вещи, свойства, отношения и т.д. Категории - это предельно абстрактные понятия, результат отображение в обобщенной форме существенных свойств предметов и явлений действительности, формы мышления, что является способом анализа и синтеза действительности или ее отдельного фрагмента.
Так, под сущностью понимают то, что составляет совокупность основных свойств вещей, внутреннее содержание предметов и объектов, который выражается в единстве всех разносторонних форм бытия. Сопоставимо с единичным, особенным, конечен категория существования отражает факт наличия вещи, явления или процесса, отображаемых категорией действительности, не раскрывая, однако, целостности, системности. Содержание их действительности выявляет различные по характеру и принципу уровне материальной, социально-исторической, идеальной (научные теории, ценности, достижения культуры) реальности.
Понятие вещи, отбивая дискретную (перервну) структуру окружающего мира, обозначает любой фрагмент бытия, обладающий относительной независимостью, целостностью и устойчивостью существования. Категория свойства, обусловливая различие или общность предмета с другими предметами, характеризует определенность бытия вещей в единстве их внутренних и внешних разногласий. Самые разнообразные свойства предметов предстают объективным основанием существования многочисленных типов отношений, ведь вещи не составляют простой совокупности свойств или же чистой субстанции безотносительно к другим вещам. Категория отношения обозначает взаимозависимость вещей - элементов определенной системы, их относительную самостоятельность и устойчивость. Исследование отношений во время изучения явлений механического и часового перемещений, кинетической и потенциальной энергий и т.д присуще уже классической физике. Отношения вещей и явлений многочисленны и многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и т.д.
Выявление собственно философского содержания сущности бытия оборачивается решением ряда вопросов: мир один или миров много (безотносительно к их качественного наполнения), есть мир людиновимірним, соизмеримым с человеком, происходит ли мир с одного онтологического зародыше или же имеет различные сущностные основы и способ бытия?
Категория бытия по признаку существования объединяет самые различные явления, предметы и процессы. Для выражения идеи внутреннего единства бытия при понимании мира как некоторой целостности используется философская категория субстанции. Философский смысл категории субстанция (от лат. «substantia» - «сущность», «нечто, что лежит в основе»), что обозначает внутреннее единство многообразия вещей мира, определяется идеей абсолютной самодостаточности, автономности существования и идеей першоначала всего, что существует.
При этом материалистический (от лат. «materialis» - «вещественный») тип и способ философствования как первичное самодостаточное (субстантивне) начало признает материальную сущность - материальный род бытия, т.е. природно-социальную реальность как исходную относительно зумовлюваної и детерминированной ней идеальной реальности - сознания, духа, мышления, психического, субъективного. Поэтому идеальная сущность мира оказывается производной от материальной, а следовательно, лишь свойством вечной, не сотвореної никем материи.
Идеалистический (франц. «idйalisme», от греч. «idea» - «идея») тип философии, в отличие от материализма, утверждает о первичности и самодостаточности рода идеального бытия, способной к саморазвитию идеальной сущности, которой предоставляется активная, творческая роль в мире относительно материи, природы, физической реальности. Природная и социальная действительность предстает, следовательно, детерминированной «духом», мышлению, психическим, субъективным - результатом осмысленных поступков, сознательного выбора и волевых усилий субъекта («Я» человека).
Если философский подход признает субстантивним, или же субстанцией какое-то одно першоначало (идеальное в идеализме или материальное в материализме), то есть осознание мира предполагает исходным для мира единственный цель, или одно начало, то подобный взгляд называется моністичним (от греч. «monos» - «один», «единственный»). Противоположным в философии является плюралистическое (от лат. «pluralis» - «многочисленный», «разнообразный») признание многих субстанции как онтологических начал. Два субстантивних основания: материальный и идеальный, - считают исходным началом философского дуализма (от лат. «dualis» - «двойной», «двойственный»).
Стоит отметить, что абсолютный монизм оказывается не в состоянии объяснить многообразие духовных процессов, человеческого опыта (с позиций жестоко материалистического монизма существования сознания является не пояснюваним). Так, согласно одной из разновидностей материалистических концепций, - а именно диалектическим, в процессе развития материи, - какой предстает все суте, - происходят диалектические скачки, вызывающих возникновение качественно отличного, более организованной реальности, общества и человека, сущность которой обусловлена действием материально - экономических и социальных факторов.
Абсолютизация же дуализма и плюрализма, в свою очередь, «распыляет» Вселенная на осколки разрозненных першоначал. Отвечая, в частности, на фундаментальную проблему современности: является имеющаяся у человека духовная мыслительный реальность одной и той же реальностью, что и мозг как физиологический орган мышления (и тогда человек принципиально не отличается от других биологических существ - животных), - теория інтеракціоністського дуализма (К. Поппер, Д. Екклс) считает реальным все, что способно взаимодействовать, или же иметь причинную влияние на реальные мате-материальные вещи. Это, во-первых, мир физического и материального (материальные тела, силовые поля, физические процессы), во-вторых, - мир психического, субъективного опыта (состояния сознания, психические состояния, подсознательные феномены) и, в-третьих, мир абстрактного мышления и продуктов человеческого мышления - научных теорий, произведений искусства, орудий труда, техники. Именно порождение человеческого ума являются активными деятельными началами истории, способными принципиально изменять физический мир.
В мире человек выделяет себя среди прочего как нечто, что не является бытием как таковым в его целостности, бытием вообще. Остальное так же является чем-то, промежду прочим, так что каждое одно «это», имея в остальном свою границу, является отдельным конечным явлением, - сутим, что принадлежит бытию, не исчерпывая при этом его бесконечности. Несмотря на разнообразие определений сутого в соотношении с сущностной целостностью этого разнообразия, Е. Корет предлагает ряд «онтологем»:
• Бытие является основой, конститутивным принципом сущего как такового.
• Решая вопрос о том, есть ли что-то, мы находим на него ответ, благодаря существованию. Решая, чем есть что-то, ответ находим благодаря сущности.
• Если существование присуще действительно сутому, то оно есть то, благодаря чему действительное отличается от возможного.
• Существование, следовательно, это определенная реальная определенность сутого, благодаря которому оно отличается от (возможной) сущности.
• Все суте, существующее в действительном существовании, находится во взаимосвязи со всем остальным, что есть, и утверждается в своем значении бытия относительно всего. Все, что действительно есть, имеет свою общность в бытии; бытие - это единство всего действительно сутого.
• Если бы это было не так, действительность расходились бы на лишенную связи плюральність, и все, что есть, было бы радикально единичным. Ничто не могло бы обрести связи с другим, повлиять на него или же ощутить его влияние на себе. Невозможно было бы говорить о множественности и различии, потому что они уже предполагают единство и общность.
• Единство в разнообразии, общность во всяком отличия и является бытием.