Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 2. МЕТАФИЗИКА

 

§ 2. Онтология как подразделение метафизики

Содержание категории бытия. Сущее, бытие, сущность

 

Будучи тем. что существует (материальные вещи, свойства, отношения, а также идеи, теории, ценности), и охватывая, как материальное, так и идеальное (духовное), бытие в широком смысле является всеобъемлющей реальностью, самым общим понятием о сущем вообще. В понятие бытия, предстает выходным в осмыслении человеком мира, здійснювано-интеграцию основополагающих идей о мир как целое, то есть мир, который есть и существует как бесконечная целостность природного и духовного, индивидов и общества. Все это предстает сущим - уникальным, неповторимым в его внутренних и внешних проявлениях, условиях существования, что никогда не воспроизводятся снова и не стоят неизменными.

Бесконечное многообразие форм и проявлений конкретных объектов мира, со всеми их свойствами, связями и отношениями является упорядоченным и существует определенным способом. Содержание понятия мира, общие знания о системно-структурную упорядженість мира раскрывают через систему категорий, универсальных философских понятий бытия, действительности, сущности, существования, субстанции, материи, движения, пространства, времени, системности, а также вещи, свойства, отношения и т.д. Категории - это предельно абстрактные понятия, результат отображение в обобщенной форме существенных свойств предметов и явлений действительности, формы мышления, что является способом анализа и синтеза действительности или ее отдельного фрагмента.

Так, под сущностью понимают то, что составляет совокупность основных свойств вещей, внутреннее содержание предметов и объектов, который выражается в единстве всех разносторонних форм бытия. Сопоставимо с единичным, особенным, конечен категория существования отражает факт наличия вещи, явления или процесса, отображаемых категорией действительности, не раскрывая, однако, целостности, системности. Содержание их действительности выявляет различные по характеру и принципу уровне материальной, социально-исторической, идеальной (научные теории, ценности, достижения культуры) реальности.

Понятие вещи, отбивая дискретную (перервну) структуру окружающего мира, обозначает любой фрагмент бытия, обладающий относительной независимостью, целостностью и устойчивостью существования. Категория свойства, обусловливая различие или общность предмета с другими предметами, характеризует определенность бытия вещей в единстве их внутренних и внешних разногласий. Самые разнообразные свойства предметов предстают объективным основанием существования многочисленных типов отношений, ведь вещи не составляют простой совокупности свойств или же чистой субстанции безотносительно к другим вещам. Категория отношения обозначает взаимозависимость вещей - элементов определенной системы, их относительную самостоятельность и устойчивость. Исследование отношений во время изучения явлений механического и часового перемещений, кинетической и потенциальной энергий и т.д присуще уже классической физике. Отношения вещей и явлений многочисленны и многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и т.д.

Выявление собственно философского содержания сущности бытия оборачивается решением ряда вопросов: мир один или миров много (безотносительно к их качественного наполнения), есть мир людиновимірним, соизмеримым с человеком, происходит ли мир с одного онтологического зародыше или же имеет различные сущностные основы и способ бытия?

Категория бытия по признаку существования объединяет самые различные явления, предметы и процессы. Для выражения идеи внутреннего единства бытия при понимании мира как некоторой целостности используется философская категория субстанции. Философский смысл категории субстанция (от лат. «substantia» - «сущность», «нечто, что лежит в основе»), что обозначает внутреннее единство многообразия вещей мира, определяется идеей абсолютной самодостаточности, автономности существования и идеей першоначала всего, что существует.

При этом материалистический (от лат. «materialis» - «вещественный») тип и способ философствования как первичное самодостаточное (субстантивне) начало признает материальную сущность - материальный род бытия, т.е. природно-социальную реальность как исходную относительно зумовлюваної и детерминированной ней идеальной реальности - сознания, духа, мышления, психического, субъективного. Поэтому идеальная сущность мира оказывается производной от материальной, а следовательно, лишь свойством вечной, не сотвореної никем материи.

Идеалистический (франц. «idйalisme», от греч. «idea» - «идея») тип философии, в отличие от материализма, утверждает о первичности и самодостаточности рода идеального бытия, способной к саморазвитию идеальной сущности, которой предоставляется активная, творческая роль в мире относительно материи, природы, физической реальности. Природная и социальная действительность предстает, следовательно, детерминированной «духом», мышлению, психическим, субъективным - результатом осмысленных поступков, сознательного выбора и волевых усилий субъекта («Я» человека).

Если философский подход признает субстантивним, или же субстанцией какое-то одно першоначало (идеальное в идеализме или материальное в материализме), то есть осознание мира предполагает исходным для мира единственный цель, или одно начало, то подобный взгляд называется моністичним (от греч. «monos» - «один», «единственный»). Противоположным в философии является плюралистическое (от лат. «pluralis» - «многочисленный», «разнообразный») признание многих субстанции как онтологических начал. Два субстантивних основания: материальный и идеальный, - считают исходным началом философского дуализма (от лат. «dualis» - «двойной», «двойственный»).

Стоит отметить, что абсолютный монизм оказывается не в состоянии объяснить многообразие духовных процессов, человеческого опыта (с позиций жестоко материалистического монизма существования сознания является не пояснюваним). Так, согласно одной из разновидностей материалистических концепций, - а именно диалектическим, в процессе развития материи, - какой предстает все суте, - происходят диалектические скачки, вызывающих возникновение качественно отличного, более организованной реальности, общества и человека, сущность которой обусловлена действием материально - экономических и социальных факторов.

Абсолютизация же дуализма и плюрализма, в свою очередь, «распыляет» Вселенная на осколки разрозненных першоначал. Отвечая, в частности, на фундаментальную проблему современности: является имеющаяся у человека духовная мыслительный реальность одной и той же реальностью, что и мозг как физиологический орган мышления (и тогда человек принципиально не отличается от других биологических существ - животных), - теория інтеракціоністського дуализма (К. Поппер, Д. Екклс) считает реальным все, что способно взаимодействовать, или же иметь причинную влияние на реальные мате-материальные вещи. Это, во-первых, мир физического и материального (материальные тела, силовые поля, физические процессы), во-вторых, - мир психического, субъективного опыта (состояния сознания, психические состояния, подсознательные феномены) и, в-третьих, мир абстрактного мышления и продуктов человеческого мышления - научных теорий, произведений искусства, орудий труда, техники. Именно порождение человеческого ума являются активными деятельными началами истории, способными принципиально изменять физический мир.

В мире человек выделяет себя среди прочего как нечто, что не является бытием как таковым в его целостности, бытием вообще. Остальное так же является чем-то, промежду прочим, так что каждое одно «это», имея в остальном свою границу, является отдельным конечным явлением, - сутим, что принадлежит бытию, не исчерпывая при этом его бесконечности. Несмотря на разнообразие определений сутого в соотношении с сущностной целостностью этого разнообразия, Е. Корет предлагает ряд «онтологем»:

Бытие является основой, конститутивным принципом сущего как такового.

Решая вопрос о том, есть ли что-то, мы находим на него ответ, благодаря существованию. Решая, чем есть что-то, ответ находим благодаря сущности.

Если существование присуще действительно сутому, то оно есть то, благодаря чему действительное отличается от возможного.

Существование, следовательно, это определенная реальная определенность сутого, благодаря которому оно отличается от (возможной) сущности.

Все суте, существующее в действительном существовании, находится во взаимосвязи со всем остальным, что есть, и утверждается в своем значении бытия относительно всего. Все, что действительно есть, имеет свою общность в бытии; бытие - это единство всего действительно сутого.

Если бы это было не так, действительность расходились бы на лишенную связи плюральність, и все, что есть, было бы радикально единичным. Ничто не могло бы обрести связи с другим, повлиять на него или же ощутить его влияние на себе. Невозможно было бы говорить о множественности и различии, потому что они уже предполагают единство и общность.

Единство в разнообразии, общность во всяком отличия и является бытием.