ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Раздел 4.
КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
4.7. Социальные связи и социальные отношения
Понятие социальной связи является одной из основных категорий социологии. С помощью этой категории Е. Конт, например, сумел представить социальную структуру (статику, в его терминологии), как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до систем религии и государства. Другой классик
социологии Г. Спенсер пытался через анализ системы социальных связей выявить специфику милитаристского и индустриального общества. Е. Дюркгейм пытаясь классифицировать типы связей, выделял механическую и органическую солидарность как своеобразные этапы развития общества от его традиционных форм индустриального общества с его особым разделением труда. Такой интерес понятием "социальная связь" основоположников социологии свидетельствует о большой смысл и категориальную значимость, которую они ему оказывали.
Социальная связь - это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие социальные общности и свидетельствуют об их коллективное существование. Основой формирования социальной связи является непосредственный контакт между людьми в той или иной первичной социальной общности (семья, группа), который затем перерастает в более широкий опосредованная связь людей, которые составляют крупные социальные объединения, в рамках которых формируются чувства причастности к группе или внутренне-групповой солидарности (в пределах, например, нации, социального класса, сословия, конфессии и т; д.).
Можно выделить три группы факторов, определяющих наличие социальных связей:
• естественно-биологические задаются наследственными признаками, то есть самим фактом рождения человека, что определяет ее этнические, национальные (расовые) признаки;
• психологические, такие например, как чувство общности с другими людьми, что и объединяет людей в соответствующие социальные группы и общности. Своего высшего проявления социальные чувства достигают тогда, когда они становятся убеждением, обретают характер рациональных установок, в которых отражаются традиции и нормы, своего рода неписаные правила, складывающиеся в обществе;
• социально-институциональные, то есть специально созданные (формальные, писанные) правила, нормы, которые специальным образом регламентируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контролируя их.
Относительно классификации социальных связей, то они бывают: формальными и неформальными, личностными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочной и менее прочными.
Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой большое количество взаимодействий, социальных интеракций, которые состоят из действий и ответных реакций. Возникает сложная сеть взаимодействий, которая охватывает определенное количество индивидов. Постепенно в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются стали социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, которая характеризуется соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно восприятии индивидами совокупности повторювальних взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.
В отличие от взаимодействий социальные отношения четко делятся по смыслу и содержанию. Например, студент, который попадает в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебным процессом.
Постепенно, через некоторое время, взаимодействия, повторяющиеся, приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений: дружба, уважение, любовь и ненависть, выгодный обмен, презрение, выполнения обязанностей и т. д.
Теория | Теоретик | Основная идея |
Теория обмена | Джордж Хоманс | Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты |
Символический интеракционизм | Джордж Мид, Герберт Блумер | Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают |
Управление впечатлениями | Эрвин Гоффман | Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления |
Психоаналитическая теория | Зигмунд Фрейд | На межличностную взаимодействие осуществляют глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период |
Табл. Теории межличностного взаимодействия.
Каждый из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые довольно разнообразны по форме и содержанию. Почему социальные отношения, которые порождаются иногда сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию? Почему, например, конфликтные взаимодействия, как часто это бывает, порождают одновременно в различных индивидов отношения ненависти и солидарности или даже дружбы?
Дело в том, что социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. Такие известные американские социологи, как Г. Лассуелл и А. Кеплеа, считают, что этой основой, которая придает социальным взаимодействиям определенную окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности. Ценность в принципе можно определить как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект, означает, что X действует так, чтобы достичь уровня В или хотя бы приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки в отношении всех компонентов окружающей ее среды. Но осуществлять социальные деяния в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными, то есть ради ценностей. Итак, ценности здесь служат толчком, необходимым условием любого рода взаимодействий. Существование же значимых долгое время, неизбежных ценностей определяет характер устойчивых социальных отношений людей. Например, если во взаимодействиях основой является богатство как ценность, то возникают социальные отношения, которые в зависимости от условий обмена ценностями будут считаться отношениями кредита, экономического принуждения, экономической власти, благотворительности и т. д.
В связи с тем, что в обществе существует социальное неравенство, ценности распределены между его членами неравномерно. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношений партнерства, дружбы, любви и т. д.
Потребности в ценностях | Владение ценностями |
Власть | Уважение | Мораль | Аффективность | Благосостояние | Богатство | Мастерство | Образование |
Власть | Политическая власть | Уважение | ,Внушение | Преданность | Принуждение | Экономическая власть | Директорство | Обучение |
Уважение | Издание советов | Престиж | Уговоры | Уважение | Харизма | Кредит | Руководство | Научный авторитет |
Мораль | Наставничество | Одобрение | Моральный авторитет | Привязанность | Наказание | Честный бизнес | Приписывание | Цензура |
Аффективность | Личное влияние | Уважение | Моральное воздействие | Любовь | Опекунство | Благотворительность | Усердие, упорство | Поучения |
Благосостояние | Принуждение | Террор | Дисциплина | Насилие | Грубая сила | Разбой | Принудительный труд | Дознания |
Богатство | Экономическая власть | Высокое положение | Торговля моральным авторитетом | Продажность | Власть над средствами существования | Экономическое влияние | Отношения власти | Рекламирование |
Мастерство | Влияние экспертов | Администрирование | Казуістика | Приверженность | Доблесть | Производительность | Менеджмент | Интеллект |
Образование | Консультирование | Слава (популярность) | Мудрость | Симпатия | Управление | Покупка образования | Инструктирование | Обмен знаниями |
Табл. Формирование основных видов социальных отношений
Следовательно, социальные ценности являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения возникают в результате взаимодействий, что повторяются, когда, с одной стороны, есть в наличии потребность в приобретении ценностей или контроле над ними, а с другой - есть ресурсы желаемых ценностей. В табл. предложенной С. С. Фроловым, показано, как формируются основные социальные отношения при владении индивидами как ценностями благосостояния, так и другими ценностями, а также при наличии потребностей у других индивидов в этих ценностях. Эту таблицу можно читать не только слева направо, но и сверху вниз. Она, безусловно, охватывает далеко не все социальные отношения, возможные в человеческом обществе, а лишь наиболее значимые, которые всегда существуют в социальных спільностях. В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, потому что в процессе человеческой деятельности происходят многочисленные обмены ценностями и контроль над ними, что и придает таким отношениям многочисленные неповторимые оттенки.
Предложенный Г. Лассуелом и А. Кетленом подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности (производстве, бизнесе, политике и т. д.)