ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Раздел 4.
КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
4.8. Социальное поведение и социальный контроль
Социология изучает поведение человека в обществе, но она, по выражению современного шведского социолога П. Монсона, изучает не только поведение человека в обществе", но и общество через "поведение человека".
Поведение человека является результатом взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, составными элементами которого выступают другие индивиды. Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако, у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по своей сути социальной. В поведении проявляются социальные качества человека, его культура, взгляды, генетические и биологические особенности, отношение к себе и окружающим - вся гамма человечности.
Социология исследует и интерпретирует человеческое поведение во взаимодействии между личностью и другими людьми, как в пределах групп (семья, трудовые коллективы, группы сверстников и т. п.), так и в больших социальных спільностях (этносов, наций, социальных институтов и т. п.); нередко эти два уровня анализа сочетаются.
В социологической концепции американского социолога Дж. Хоманса социальное поведение и взаимодействие индивидов предстает как система обменов поведенческими актами, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат, что чаще всего реализуется в сфере бизнеса. Но в целом поведение людей более многогранна, чем предполагает американский ученый. Например, в отношениях дружбы и любви поведение людей вряд ли можно свести к уравновешивание расходов и вознаграждений, ибо все это и многое другое в человеческой жизни не имеет стоимостного характера, определенного обмена товара и услуг на другие товары и услуги.
В концепциях представителей символического интеракционизма (Ч. Шары и Дж.мид) поведение людей предстает в совершенно другом ракурсе. Шары, например, применил специфический термин "зеркальное Я", согласно которому в процессе поведения, особенно во взаимодействии с другими, люди смотрят на себя будто со стороны, глазами другого человека, то есть "смотрят на себя в зеркало". В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими людьми. Дж. Мид категорически отверг тезис представителей теории обмена, поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание, и рассматривает человеческие поступки как социальное поведение, основанное на коммуникации и понимании символов, умении поставить себя на место собеседника или партнера, "принять роль другого". Учитывая, что поведение человека во взаимодействии с другими людьми является непрерывным диалогом, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают через понимание символов намерений друг друга, Г. Блумер (1900 - 1972 гг.) назвал в 1969 г. социологическую концепцию поведения Дж. Мида символическим інтеракціонізмом.
Во взглядах П. Сорокина повседневное поведение людей предстает как взаимный обмен чувствами (дружба, любовь, сострадание, вражда, ненависть и т. п.). Т. Парсонс исследовал поведение людей как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой системой взаимных ожиданий", в том смысле, что их поступки ориентированы на определенные ожидания партнера. На поведение человека, за Парсонсом, осуществляет формирующее влияние не только система ожиданий его партнеров по взаимодействию, но и нормы, ценности культуры, царящих в обществе.
Человек живет в обществе и ее поведение зависит от характера взаимодействий с группами, членами которых она является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта поведения, которая имеет конкретные цели и мотивы. В групповой поведении наблюдаются такие своеобразные феномены, как подражание, сопереживание, эмоциональная заразительность, подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство.
Основным социальным институтом, который способствует соблюдению социальных норм, социальный контроль. Большинство социологов считает, что социальный контроль достигается сочетанием факторов склонности к подчинению, принуждения и приверженности социальным ценностям. Например, Т. Парсонс определял социальный контроль как процесс, благодаря которому через наложение определенных санкций осуществляется противодействие девіантній поведению и поддерживается социальная стабильность.
Американские социологи Э. Росс (1886 - 1951 гг.) и Г. Парк (1864 - 1944 гг.) интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой и, вследствие этого, возникает "здоровый" социальный порядок. Г. Парк выделил три формы социального контроля:
• элементарные (в основном принудительные) санкции;
• общественное мнение;
• социальные институты.
Французский социолог Г. Лін'єр рассматривал социальный контроль как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и как механизм передачи этих ценностей и норм от поколения к поколению.
Американский социолог С. Аск выделил особую роль в осуществлении социального контроля так называемого группового давления, который в угоду общности интересов и целей, стабилизируют деятельность группы, побуждает индивида приспосабливаться к существующим в ней коллективных мнений, ценностей и норм.
Итак, социальный контроль является средством саморегуляции общества. В его систему входят все способы реакции общественного мнения на те или иные конкретные действия человека, все средства общественного давления для того, чтобы поставить его поведение в определенные социальные рамки, на конец, все виды прямой и обратной связи между личностью и обществом (или институтом, организациями, которые выступают от его имени) - от визуального наблюдения до профилактических социальных мероприятий и самого процесса воспитания. В периоды социальной стабильности общества система социального контроля успешно справляется с дезорганизацией нормативного поведения людей, т.е. социальная патология не превышает определенной нормы. Однако в периоды системного кризиса, трансформации общества, потери идеалов и Ценностей большей частью населения система социального контроля в обществе не справляется с нарастающей дезорганизацией и социальной патологией, что и приводит к ослаблению и распаду социальной системы.
В современной социологической литературе понятие социального контроля употребляется, главным образом, в рамках анализа девиантного поведения, где он рассматривается как один из аспектов теории наклеивания ярлыков. При этом утверждается, что попытка усиления принудительного социального контроля с помощью, например, более жестких силовых мер в отношении отдельных видов правонарушений или специфических социальных групп, парадоксальным образом ведет к усилению, а не ослаблению девиантности. На этом утверждается идея, что социальный контроль основывается скорее на стабильности различных социальных групп, социальных отношений и единых ценностях, а не на элементарном принуждении. И в этом плане очень важна роль должна отводиться социальной работе, в основе которой лежит применение позитивных неформальных санкций.