Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

 

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Раздел 4.

 

КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

4.6. Социальная деятельность и структура

 

Понятие "деятельность" употребляется и изучается многими науками (политологией, социологией, психологией и т. д.). Когда деятельность рассматривают в социологическом аспекте, то имеют в виду специфическую человеческую форму активного отношения к окружающей действительности, содержание которой составляет ее целесообразную изменение и преобразование.

Социальная деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. В ее структуре можно выделить три взаимосвязанные компоненты:

осознанность деятельности;

общественно обусловленный характер деятельности;

• в продуктивность деятельности.

В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру и взаимодействия ее с другими людьми социальная деятельность подразделяется на следующие важнейшие виды:

материально-преобразующая;

познавательная;

ценностно-оріентаційна;

коммуникативная;

художественная;

политическая.

Относительно объективного хода истории деятельность делят на прогрессивную и реакционную, относительно объективно существующих систем ценностей на положительную, законную, незаконную, моральную и аморальную.

Деятельность можно подразделить также в зависимости от ее значения и роли в социальном развитии на репродуктивную и продуктивную или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными средствами и способами. Вторая направлена на выработку новых идей, целей и соответствующих им новых средств и способов или достижение известных целей с помощью новых средств, которые ранее не применялись.

Категория деятельности конкретизируется в специальных социологических теориях и эмпирических исследованиях прежде всего по сферам деятельности (трудовая, развлекательная, образовательная, потребительская и т. п.), по ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная и т. д.). Отличают также деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования.

Существенный вклад в раскрытие и истолкования деятельности вносит социологическая теория "социального действия". В центре анализа этой теории является деятельный индивид (или деятель). Этот анализ основывается на знании типичных деятелей в типичных ситуациях и, среди других элементов, обнаруживает цели деятеля, его ожидания и ценности, средства достижения целей, характер ситуации и понимание данной ситуации деятелем. Т. Парсонс называл эти элементы системой координат действия.

Существуют две основные формы теории действия: "герменевтическая" и "позитивистская". При этом и та, и другая тесно связаны с доктриной символического интеракционизма. Основы обеих форм теории были предложены в свое время М. Вебером. Вебер различал четыре типа действия: традиционное, аффективное, цілераціональну и ценностно-рациональную. Традиционные действия - это действия, основанные на длительной привычке и осуществляются индивидами, как правило, без осмысления. Аффективные действия - цс действия, которые осуществляются с целью выражения эмоций. Однако этими двумя формами действия Вебер интересовался меньше по сравнению с действием рациональной. Цілераціональна (инструментальная действие) является действие, за которую деятель не только сравнивает различные средства достижения цели, а также оценивает полезность самой цели. При ценностно-рациональному действию деятель воспринимает цель как нечто самодостаточное, как цель в себе, и может даже не сравнивать разные средства ее достижения. Вебер поясняет, что эти четыре типа действия являются идеальными типами, реальная же эмпирическая действие может представлять собой сочетание двух или более типов.

Важным моментом, по Веберу, есть определенные действия с точки зрения осмысленности. Социологический анализ должен осуществляться с помощью определения того смысла, который имеют действия для деятеля. Герменевтическая теории действия - это те теории, которые делают такую осмысленность абсолютным теоретическим приоритетом: действие и смысл неразрывно связаны между собой. Одним из представителей этой перспективы является А. Шюц. Он утверждает, что Вебер не дает удовлетворительного анализа осмысленного действия, чрезмерно отделяя смысл от деятеля, и превращая его в объективную категорию, которая навязывается социологом.

Шюц считает, что ключ к интерпретации действия лежит в идее потока переживаний и опыта во времени. Наши переживания и опыт имеют форму непрерывного потока. Каждый отдельный опыт не имеет смысла сам по себе, но может быть наделен ним за помощью рефлексии по мере его ухода в прошлое. Однако действия могут рефлектировать и в том времени, которое Шюц называет "совершенным будущим временем", то есть, можно рефлексировать по поводу будущих действий так, словно они были совершены в прошлом. Согласно Шюцу, эта форма рефлексии имеет решающее значение, поскольку действие является продуктом и намерения, и рефлексии. Действие - это то, что определяется в рамках определенного проекта или плана. Далее Шюц проводит различие между мотивами типа "для того, чтобы" и "потому что". Первые относятся к будущему и представляют собой примерный эквивалент целей в отношении к потоку переживаний за кого-нибудь. Если социальные действия, которые определяются таким образом, осуществляются с обеих сторон, то масс место социальное взаимодействие.

Вообще, чем большее значение придают осмысленности действия сторонники герменевтичної теории, тем труднее им включать в свою теорию концепции социальной структуры. В вопросе об отношении индивидуального деятеля к детермінуючої социальной структуры позиция Шюца является двузначной. Следовательно, позитивістські теории действия, наиболее ярким вариантом которых является теория Т. Парсонса, больше интересуются социальной структурой и тем. каким образом последняя выдвигает доступные для деятелей цели и средства. Таким образом, в рамках позитивизма существует тенденция превращать действие и взаимодействие в понятие остаточные, менее важны, чем анализ социальной системы в целом. При этом концепция социальной структуры как результата проектов и действий социальных деятелей практически отвергается в пользу анализа процесса социализации деятеля в рамках общей культуры. Согласно Парсонсу, действие есть поведение, управляемая смыслами, которых деятели придают предметам и людям. Деятели имеют цели и выбирают соответствующие средства. Механизм действия содержит потребность, мотивацию и само действие.

 


Механизм совершения социального действия

Порядок действия ограничивается ситуацией и определяется символами и ценностями. При этом наиболее важной категорией оказывается взаимодействие, то есть действие, ориентированной на других деятелей. При постоянном характере взаимодействия между двумя сторонами возникают взаимные ожидания. Каждой стороне приходится приводить как свои ожидания, так и свое поведение в соответствие с поведением и ожиданиями другой стороны. По мере того, как ожидания становятся стабильными в отношении определенного поведения, они превращаются в нормы, которые управляют взаимодействием. Следование нормам не только делает действие более эффективным, оно также приносит деятелям внутреннее удовлетворение, поскольку, как считает Парсонс, деятели "нуждаются в одобрении со стороны других. Эти нормы являются основой социального порядка, інституціоналізованого в обществе и інтерналізованого в индивиде.

В социологической теории дискуссия об отношениях между отдельными индивидами и социальной структурой занимает важное место. Дискуссии разворачиваются относительно проблем: каким образом структуры определяют действия индивидов, как возникают структуры, которые возможные пределы способности индивидов действовать независимо от структурных ограничений - другими словами, каковы пределы человеческой деятельности. В этих дискуссиях просматриваются три основных подхода. 1) Некоторые социологи утверждают, что структуры нельзя считать детерминирующими и что самое важное то, каким образом индивиды создают мир вокруг себя. Этот взгляд разделяется в основном теми, кто следует доктринам методологического индивидуализма, етнометодології или феноменологічній социологии. Некоторые даже утверждают, что вообще никакой социальной структуры не существует. 2) Противоположный подход заключается в том, что социологам следует заниматься только социальными структурами, которые определяют характеристики и действия индивидов. Таким образом, деятельность или специфические черты индивидов являются несущественными. Одним из ранних представителей этой позиции был Э.дюркгейм. Часто такой подход разделяется функціоналістами, которые интересуются функциональными отношениями между социальными структурами. Некоторая часть социологов считает, что настоящим объектом анализа являются социальные отношения, а не индивиды, потому что последние являются лишь "носителями" социальных отношений. 3) Третий подход нацелен на компромисс между первым и вторым. В этом случае не принимаются ни идея структуры, которая детерминирует деятельность индивидов, ни идея индивидов, независимо создают свой мир. Одной из наиболее известных теорий в рамках данного подхода является теория П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что существует определенный диалектический процесс, в ходе которого значения, которых предоставляют индивиды своем миру, становятся інституціоналізованими или превращаются в социальные структуры и структуры, в свою очередь, становятся частью систем значений, которые используются индивидами, ограничивая при этом их действия. Например, если мужчина и женщина впервые встречаются на необитаемом острове, они сами строят свои отношения и наделяют их определенным содержанием. Однако их дети рождаются в обществе, созданном их родителями; для них это нечто данное, которое значительно ограничивает их действия. Значительная часть социологов также занималась поиском подобного компромисса для того, чтобы предоставить определенного значения понятию классовой борьбы, которая ими понимается как действия, совершаемые индивидами или группами индивидов против детермінуючої силы социальных структур. Один из новейших подходов к проблеме структуры и деятельности представлен теорией рационального выбора.

Итак, проблема социального действия, социальной деятельности всегда была в центре внимания социологов прошлого и нынешнего веков. Хотя наши социологические знания о социальное действие все время обогащаются и углубляются, очень острой в наше время стала проблема социальной значимости качественных результатов деятельности, органического сочетанных всех ее видов с деятельностью природоохранной и гуманитарной.