Раздел V
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
1. Состояние школы и образования в конце XIX - начале XX в. в Украине
В конце XIX в. обострилась противоречие между потребностью в образованных и подготовленных к капиталистическому производству работниках и чрезвычайно низким уровнем и отсталостью от современных требований всех звеньев образования в Российской империи. Школы Украины были значительно хуже, чем в центральных губерниях России. Имперская власть, пытаясь удерживать в повиновении народы, использовала для этого и школу. Русскоязычное обучение с первых классов порождало трудности в освоении материала украиноязычными детьми. Церковная опека ограничивала учебные планы и программы, не давала доступа к современных научных знаний, учебников, книг.
Школа и образование этого периода не могли удовлетворить потребностей народа и за то, что фактически они были сословно-классовыми. Только в начальной школе учили бесплатно. И дети бедных родителей не могли ее посещать, поскольку с детства были вынуждены работать, чтобы заработать на жизнь. Семья не могла обеспечить их одеждой, обувью, продовольствием. К-сить высокая плата за обучение в средних (гимназии) и высших (университеты) учебных заведениях была по карману родителям преимущественно дворянских детей.
Многочисленные жалобы родителей, педагогов, попечителей учебных округов заставили царское правительство несколько реформировать школьное образование. В частности, был создан новый тип средней школы - восьмикласні коммерческие училища с лучшей постановкой обучения. Духовенство готовили духовные семинарии и академии. Детей крестьян и рабочих, мелких ремесленников преимущественно учили в школах грамоты, двухклассных начальных школах или в высших начальных училищах.
Получению образования без дополнительной подготовки препятствовала неузгод ограниченность учебных планов элементарных и средних школ. Общее образование мало была связана с профессионально-техническим. Только между мужскими гимназиями и университетами существовала преемственность.
В России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании, хотя европейские страны имели.
В Украине действовало более 20 типов школ. Среди них - государственные и частные, женские и мужские, конфессиональные и светские с разными сроками обу-ния. Многообразие типов школ не решала вопросы улучшения образования малоимущих слоев.
Доступ женщинам к среднему и высшему образованию был ограничен. Высшие учебные заведения действовали только в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе. В женских средних учебных заведениях уровень образования был ниже, чем в аналогичных заведениях для мужчин.
Народной образованием руководили реакционно настроенные представители самодержавия и духовенства, они любой свежий современный направление ограничивали указами и циркулярами. Народные учителя были бесправными, они находились под постоянным полицейским надзором, за свой труд получали мизерную плату. И без того несовершенная система образования испытывала сильного влияния церкви и имперской русификаторской политики. Украинский язык считался «диалектом», «наречием» русского. Русскоязычное обучение украинской ребенка тормозило ее естественное развитие, отрывало от родной культуры и в то же время способно было привлечь ее в полной мере в лоно русского языка и культуры. На вредность такого пути указывали ведущие общественно-просветительские деятели Михаил Драгоманов, Михаил Грушевский, Николай Корф, Константин Ушинский, Константин Вентцель и другие. И великодержавная политика царского правительства была весомее за образование.
Учебная работа в школах осуществлялась на низком организационно-методическом уровне. Не было достаточной материальной базы. Обучение было книжным, не связанным с жизнью. Нравственное воспитание часто сводилось к религиозному. Не придавалось должного значения физическом и умственном развитии ребенка. Зато практиковалось бездумное заучивание. Узаконено было физическое наказание. Выпускники малинизький уровень знаний даже с программных дисциплин - художественной литературы, химии, физики, математики. В школах работали недоста-ньо подготовленные учителя. Большинство из них не имели высшего, а некоторые - и среднего образования.
В конце 90-х годов открываются двокласні училища с 5 - 6-летним курсом обучения. Расширяется сеть профессионально-технических школ. Все чаще в школах используются активные методы обучения - беседы, рассказы учителя, экскурсии на природу, на производство.
Некоторые частные заведения давали блестящее образование. Среди них выделялась коллегия Павла Галагана, основанная Г. П. Галаганом в память о сыне. Основатель на свои средства содержал почти половину коллегиантов, давая возможность способным бедным детям получать образование. Хорошо подготовленные выпускники этой коллегии, как правило, поступали в высшие учебные заведения. В итоге многие из них стали известными учеными, академиками. Поэтому коллегию стали называть школой академиков. Коллегия имела гуманитарное направление. Здесь изучали несколько иностранных языков. Заведение действовал до 1920 г.
В начале XX в. щириться революционно - демократическое движение учащихся, студентов, учителей. Особенно он активизируется после событий 9 января 1905 г. - «кровавого воскресенья». В обращении к царю было и требование «общей и обязательной народного образования за государственный счет». На волне революционных событий возникают разные союзы учителей, образовательных деятелей, молодежи, родителей и т.д. Эти союзы имели свои программы, уставы, согласно которым и проводили просветительную работу. Большинство из них требовали реорганизации народного образования на принципах свободы, демократии, выступали за бесплатное обязательное обучение, исключение из числа обязательных предметов закона божия, за свободу преподавания на родном языке во всех типах школ.
Учащаяся молодежь принимала непосредственное участие в революционном движении 1905 - 1907 гг. и выдвигала политические и образовательные требования. Среди них - уменьшение платы за обучение, обучение на родном языке, уравнивание программ мужских и женских гимназий, отмена наказаний учеников и надзора вне школы, внедрение преемственности в сети дошкольных учреждений.
Революционный подъем заставило Николая II пойти на некоторые уступки. 17 октября 1905 г. он подписал конституционный манифест о политических свободах. Министерству народного образования было разрешено внести некоторые изменения в учебные планы и программы средних школ, открывать новые школы, увеличить размер ассигнований на образование.
За 1905 г. в Украине было открыто 1357 начальных школ, 130 средних коммерческих училищ, 33 женские гимназии. Учебный режим стал более демократичным. В ряде школ вводится изучение украинского языка и преподавания ней. Появились украинские учебники - буквари Бориса Гринченко, Тимофея Лубенца, чтения О. Белоусенко (псевдоним Антона Лотоцкого) и грамматики украинского языка. Женщинам нада ли право поступления в университеты в роли «вольных слушательниц». Молодежь из небогатых слоев получила больше возможности поступать в высшие учебные заведения, университеты получили некоторую автономию. Вопросы народного образования широко обсуждались в украинской прессе.
После подавления революции все достижения в области образования было сведено на нет: закрывались школы, библиотеки, пересматривался состав учителей по признаку благонадежности. Имперское правительство ликвидировало авто-автономию высшей школы, усилил надзор за учениками и загрузкой их учебой в школе и домашними заданиями.
Но потребности производства требовали квалифицированных кадров. Поэтому открываются новые школы для взрослых. Частичные сдвиги принципиально не изменили состояние народного образования. На 1 января 1915 г. 54,3 % украинских детей в возрасте 8 - 11 лет оставались вне школы.
В годы Первой мировой войны школьное дело еще ухудшилось. Школы закрывают, их помещения отдают под лазареты. Например, в 1915 г. только в Киевском учебном округе было закрыто 312 начальных школ, в 1917 г. - 27 школ. Многие учителя были мобилизованы в армию или вместе с населением стали беженцами. В школах, оставь лись, занятия проводились в две смены. Снизилась успеваемость. Даже в Киеве в 1917 г. 35-40 % детей не посещали школы.
Активную борьбу за национальное образование и родной язык в школах вели ячейки украинской демократической интеллигенции - «Общины» (Иван Нечуй-Левицкий, Михаил Старицкий, Николай Лысенко, Петр Косач, Александр Русов, Иван Стешенко и др.). «Общая украинская беспартийная демократическая организация», создана в 1897 г. в Киеве, объединяла 18 украинских общин в Украине, а также в Петербурге и Москве. Действовало общество «Просвита». Эти общественные организации занимались вы-давничою делом, открытием магазинов, читален, библиотек, музеев, помогали сознательным украинцам в трудоустройстве, убеждали земства открывать украинские школы, осуществляли образовательно-культурные мероприятия.
В течение 1910 - 1914 гг. издавался первый украинский журнал «Свет». Выпускали его патриоты - энтузиасты Г. Шерстюк (основатель), София Русова, Яков Чепига, В. Прокопович, Борис Гринченко, Стефан Васильченко, Степан Сірополко и др. Статьи журнала будили национальное сознание, поднимали на борьбу за образование на родном языке, освещали теоретические и методические вопросы школьного, внешкольного и семейного воспитания. Вокруг журнала гуртувалось сознательное украинское учительство.
На образовательных конференциях поднимался вопрос обучения детей на украинском языке. И Всеукраинский съезд в деле народного образования состоялся в Петербурге (23.12.1913 - 3.01.1914). Съезд разработал программу совета кальной школьной реформы, которая предусматривала: обязательное обучение для представителей всех национальностей России, без ограничений по национальному признаку; обучение на родном языке, изучение родного языка и литературы как отдельного предмета, с третьего года обучения - изучение русского языка; устранение школы от политики, обеспечению национальных школ учителями, которые хорошо владеют языком народа, знают его историю, литературу; подготовку учителей к обучению детей их род ной язык; основания кафедр языка, литературы, истории отдельных национальностей при местных высших школах для подготовки учителей.
Активно боролись за украинскую школу прогрессивные деятели Галичины. Общество «Просвита», Научное общество им. Шевченко, Русское педагогическое общество («Родная школа») заботились о научной работе, учреждение школ, поддерживали издание книг и журналов, обучения и воспитания на родном языке и т.п.
На основе кружков, что с 1910 г. начали возникать в школах Галичины, создаются юношеские спортивные организации «Сокол», «Сич», «Пласт», которые ставят целью возрождение нации, патриотическое воспитание подрастающих поколений. Такие организации объединяют тысячи юношей.
Украинское студенчество австрийских университетов выдвинуло требование открыть украинский университет, но добилось лишь частичной украинизации Львовского университета. Перед Первой мировой войной украинское образование в Галичине все же достигла определенных успехов - имели 6 украинских государственных гимназий, 2510 народных школ, которые посещало 440000 детей. К тому же были еще и общественные гимназии и школы Педагогического общества.
И эти достижения были утрачены во время оккупации Восточной Галиции русскими войсками. Прекращено издание украинских газет, закрыты магазины, запрещено украинские общества. Начались аресты и высылка украинских деятелей, уничтожение архивных и библиотечных приобретений. Зато открываются русские школы, а для этого организуется соответствующее обучение учителей, выдаются специальные российские учебники для галицких школ.