Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Умственные действия и операции мышления

Предметом мышления людей есть актуальные проблемы их жизнедеятельности. Раскрытие сущности предметов и явлений, существенных связей и отношений между ними происходит посредством ряда умственных и практических действий.

Умственные действия - это действия с предметами, отраженными в образах, представлениях и понятиях о них. Они происходят мысленно за помощью речи.

В зависимости от того, какие образы играют при этом ведущую роль, умственные действия бывают сенсорными, перцептивными, мнимыми, мисленнєвими.

В умственных действиях можно выделить их главные составляющие элементы (операции), или процессы - мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

АНАЛИЗ - это расчленение предметов и явлений в сознании, выделение в них их частей, аспектов, элементов, признаков и свойств.

Анализ в мышлении является продолжением анализа того, что происходит в чувственном отражении объективной действительности. Объектом анализа могут быть любые предметы и их свойства.

СИНТЕЗ - это мыслительный операция объединения отдельных частей, аспектов, элементов, признаков и свойств объектов в единое, качественно новое целое.

Синтезировать можно элементы, мысли, образы, представления. Анализ и синтез - это главные мыслительные операции, которые в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности.

СРАВНЕНИЕ - это установление сходства и различия между предметами и явлениями.

Операции сравнения могут быть разными по сложности, в зависимости от задачи или содержания сравниваемых объектов. Сравнению принадлежит важная роль в раскрытии существенных признаков предметов.

АБСТРАГИРОВАНИЕ - это мысленное отделение одних признаков и свойств предметов и явлений от других их черт и от самих предметов (явлений), которым они присущи.

Выделение в процессе абстрагирования признаков предмета и рассмотрение их независимо от других его признаков становятся самостоятельными операциями мышления. В частности, наблюдая перемещение в пространстве различных по характеру объектов - машины, человека, птицы, облаков, небесных тел, мы выделяем движение как общее для них свойство и осмысливаем его как самостоятельную категорию.

Абстрагирование готовит почву для глубокого обобщения.

ОБОБЩЕНИЕ проявляется в мисленнєвому объединении предметов, явлений в группы по существенным признакам, выделенными в процессе абстрагирования.

Обобщение - это продолжение и углубление синтезирующей деятельности мозга с помощью слова. Слово осуществляет свою узагальнювану функцию, опираясь на знаковую природу отображаемых им существенных свойств и отношений, которые есть в объектах. Обобщение отдельных черт предметов и явлений дает возможность группировать объекты по видовыми, родовыми и другими признаками. Например, виды и роды вооруженных сил.

КЛАССИФИКАЦИЯ - это группировка объектов по видовыми, родовыми и другими признаками.

Ее осуществляют с целью разграничения и последующего объединения предметов на основании их общих существенных признаков; классификация способствует упорядочению знаний и более глубокому пониманию их смысловой структуры.

Чтобы осуществить классификацию, нужно четко определить ее цели, а также признаки объектов, подлежащих классификации, сравнить их по существенным признакам, выяснить общие основания классификации, сгруппировать объекты по определенному принципу.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - это упорядочение знаний на основании предельно широких общих признаков группы объектов.

Систематизация обеспечивает разграничение и последующее объединение не отдельных предметов, как это происходит при классификации, а их групп и классов.

Общим механизмом операционной деятельности мышления является аналитико-синтетическая работа больших полушарий головного мозга.