Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Понятие мышления

Абстрактное познание осуществляется с помощью мышления и воображения. Выдающийся философ Г. Декарт утверждал такую максиму: «Я мыслю, следовательно, я существую». И вполне справедливо: ничто так убедительно не доказывает существования человека, как акт мышления.

Предмет психологии мышления находится как бы на пересечении двух отраслей: той, что относится к компетенции психологического изучения, и той, которая составляет предмет комплексных исследований мышления.

Состав понятий, которыми оперирует мышление конкретного человека, не определяется свойствами ее нервных процессов. Собственно он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни человека, различиями в культуре.

Кибернетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычислительных машин и в мышлении человека. А психологию прежде всего интересует специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, которые реализуются через современные технические устройства. Взаимодействие психологии и «искусственного интеллекта» существенно изменила содержание психологии мышления.

Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о внешние свойства и признаки предметов, которые фиксируются в его сознании в гамме звуковых, пространственных, временных, вкусовых, осязательных и других образов.

Но исчерпывающие знания о неощутимы, но существенные свойства и признаки предметов действительности человек приобретает с помощью мышления.

МЫШЛЕНИЕ - это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений в их существенных связях и отношениях.

Особенности мисленнєвого отражения действительности являются такими:

• мышление выражается в опосредованном характере мисленнєвого отражение действительности. Опосредования могут иметь различную степень сложности в зависимости от особенностей познавательного задания и предмета познания;

• мышления отражает существенные признаки, которые выражают сущность предметов и явлений, их причинно-следственные зависимости;

• мышление имеет обобщенный характер отражения.

С помощью мышления человек познает существенные признаки, которые оказываются общими для родственных в том или ином аспекте предметов, и осмысливает их обобщенно, оперируя понятиями.

Мышление человека неразрывно связано с языком, который является орудием формирования и способом существования мнения, поскольку в слове закрепляется накопленный познавательный опыт, который человек при необходимости использует.

Практика служит источником мыслительной деятельности. Мышление порождается потребностями человеческой практики и развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.



Значение мышления в жизни человека состоит в том, что оно позволяет:

• научного познания мира;

• предвидение и прогнозирование развития событий;

• практического овладения закономерностями действительности, постановки их на службу своим потребностям и интересам.



Мышление является основой сознательной деятельности личности, формированиями ее умственных и других свойств. Уровень его развития определяет, в какой мере человек способен ориентироваться в окружающем мире, как она овладевает обстоятельства и себя.