Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Формы мышления и его разновидности

Результаты процесса мышления (мысли) существуют в форме суждений, рассуждений, умозаключений и понятий.

СУЖДЕНИЕ - это форма мисленнєвого отражения, которая заключается в отрицании или утверждении какого-либо факта, связи или отношения между предметами и явлениями.

Характерным свойством суждения является то, что оно существует, проявляется и формируется в предложении. Однако суждение и предложение - вещи не тождественные. Суждение - это акт мышления, отражающая связи, отношения вещей, а предложение - это грамматическое сочетание слов, выявляет и фиксирует это отражение.

Каждое суждение включает субъект и предикат.

Субъектом является предмет суждения, о котором идет речь и который отражается в нашем сознании.

Предикат - это отражение тех отношений, признаков, свойств, которые мы утверждаем. Например: «Все солдаты вражеской стороны - мои враги», где «все солдаты вражеской стороны» - это субъект, а «мои враги» - предикат.

Суждение является истинным, если оно правильно отражает отношения, которые существуют в объективной действительности. Истинность суждения проверяется практикой.

Суждения бывают единичными («Господин Кравченко - мой начальник»), частичными («Некоторые начальники проявляют бестактность»), общими («Все чиновники - бюрократы»). Это простые суждения.

Суждения, состоящие из нескольких простых суждений, называют сложными (например: «Сегодня мой день рождения, мама готовит праздничный стол, пригласили гостей - значит, я буду с друзьями веселиться»).

В зависимости от того, мы утверждаем или отрицаем наличие определенных признаков и отношений в объектах, суждения бывают ствердними или негативны. Истинность наших знаний или суждений мы можем выяснить путем раскрытия оснований, на которых они основываются, сопоставляя их с другими суждениями, то есть размышляя.

РАССУЖДЕНИЕ - это ряд связанных суждений, направленных на то, чтобы выяснить истинность какой-либо мысли, доказать ее или опровергнуть. Примером рассуждения является доказательство теоремы. В рассуждении мы из одних суждений выводят новые путем умозаключений.

Умозаключением называют такую форму мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводим новое. В умозаключениях через уже имеющиеся у нас знания мы приобретаем новые.

Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение - это суждение, в котором на основании отдельных фактов, ссылок, конкретного, частичного делают обобщения. Например: «Серебро, железо, медь - металлы; серебро, железо, медь при нагревании расширяются: итак, металлы при нагревании расширяются».

Дедуктивное умозаключение - это суждение, в котором на основании общих выводов и положений получают знания о частичном, конкретное. Например: «Все металлы при нагревании расширяются; серебро - металл: серебро при нагревании расширяется».

Умозаключение по аналогии основывается на сходстве отдельных существенных признаков объектов, и на этом основании делают вывод о возможном сходстве этих объектов по другим признакам.

Умозаключения широко используют в научной и практической деятельности, в частности в учебно-воспитательной работе с детьми.

Данные, полученные в процессе мышления, фиксируются в понятиях.

ПОНЯТИЕ - это форма мышления, посредством которой познается сущность предметов и явлений действительности в их существенных связях и отношениях, обобщаются их существенные признаки.

Существенные признаки - это такие признаки, которые принадлежат объектам при любых условиях, выражают их природу, сущность, отличают эти объекты от других объектов, то есть это их важнейшие свойства, без которых они не могут существовать. Например, существенный признак всех летательных аппаратов заключается в том, что они способны подниматься в воздух.

Понятие - элемент мысли, слово - элемент языка. Нет понятия без слова, но не каждое слово - это понятие. Например, «вечереет» - слово и понятие, «да» - слово, но не понятие т.д.

Одни и те же понятия в разных языках передаются разными словами. Каждое понятие характеризуется объемом и содержанием.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ - это отраженное в нем круг объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ - это отражение в нем совокупности их существенных признаков.

Понятие с большим объемом называются родовыми («мебель», «транспорт»). Относительно понятий с меньшим объемом признаков («офисная мебель», «легковые автомобили»), то они являются видовыми.

Понятия, имеющие более широкий объем, имеют название категории. Например, «движение», «количество», «качество», «пространство», «время». Понятия делятся на общие и единичные.

Те понятия, которые отражают существенные признаки единичных объектов, называют единичными («автомат», «бой», «пушка», «разведчик»). Понятия, которые отражают признаки целых классов предметов, являются общими («элемент», «оружие» и др.).

Понятия делятся на конкретные и абстрактные.

В конкретных понятиях отражаются определенные предметы, явления и связи между ними (например, «самолеты», «танки», «бойцы»).

В абстрактных понятиях отражаются существенные признаки и свойства отдельно от самих объектов («тактика», «мужество», «храбрость», «добро», «зло» и др.). Разделение понятий на абстрактные и конкретные является относительным, поскольку абстракция имеет место в образовании каждого понятия.

ПРЕДМЕТОМ мышления человека являются познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и предопределяют разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и поняттєвих компонентов в их решении. В зависимости от этого различают три главных разновидности мышления.

Наглядно-действенное мышление - решение задачи непосредственно включается в саму деятельность. Особенно оно необходимо в тех случаях, когда наиболее эффективное решение задачи возможно именно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное мышление проявляется в том, что человек оперирует образами предметов и явлений, анализируя, сравнивая или обобщая в них существенные признаки. Оно имеется и у высших животных. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется в результате реальной видоизменения ситуации с помощью двигательного акта, который наблюдается.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, конкретизируя общие положения. С помощью образного мышления более полно воссоздается все разнообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация меняется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление (или абстрактное) происходит в словесной форме с помощью понятий, которые не имеют непосредственного чувственного подоплеку, свойственного ощущению и восприятию. Именно этот вид мышления позволяет выявлять общие закономерности природы и общества, на уровне самых высоких обобщений решать задачи, строить научные теории и гипотезы.

Это мышление сегодня выделяют как один из основных видов мышления, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, существующих и функционирующих на основе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление являются ступенями развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

На сегодня в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека, функционируя при решении разных задач. Описана классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используют несколько «парных» классификаций.

Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и зависимых от этого структурных и динамических особенностей.

Существует также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Преимущественно используют три признака: временной (длительность процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Для интуитивного мышления характерная скорость течения, отсутствие четко выраженных этапов, оно минимально осознанное. В психологии это мышление изучали Я. А. Пономарев, Л. Л. Гурова т.п.

В психологии существует еще один важный разделение мышления - на реалистическое и аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используют термин «эгоцентричное мышление», и для последнего характерна прежде всего невозможность принять мнение другого человека.

Важным является разделение мышления на продуктивное и репродуктивное. Исследовательница 3.1. Калмыкова базирует это различие на «степени новизны, которую получаем в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям объекта». Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от вынужденных. Например, непроизвольные трансформации образов сна и целенаправленное решение мыслительных задач.

Например, 3.1. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты практического мышления. В целом соотношение между разными видами мышления еще не обнаружено. Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначают качественно разнородные процессы.

Процессы мышления и понимания. Благодаря мышлению личность приобретает понимание предметов и явлений, долга, чести, достоинства, ответственности, политики, экономики, своего смысла жизни, Родины и т.д.

ПОНИМАНИЕ - это сложная аналитико-синтетическая деятельность интеллекта, которая направлена на раскрытие внутренней сущности предметов, процессов и явлений, на осознание связей, отношений, зависимостей, которые в ней отражаются.

Необходимое условие понимания любых фактов - достаточные знания и жизненный опыт человека, которые являются ключевыми компонентами этого процесса.

Критерием понимания является сформулированная в слове мысль, которая отражает знание существенных признаков предмета или явления. Умение охарактеризовать словами то, что осмысливается, свидетельствует о правильном понимании.