Категорию «политическая система общества» введено относительно недавно, когда вместе с государственными институтами начали действовать политические партии, общественные объединения, движения. В подходах к анализу политической системы различают социологическую и правовую концепции.
Социологическая концепция определяет политическую систему как динамичный механизм, который преобразует импульсы от окружения и от самих политических структур на политические решения, которые формируют политическое поведение и гражданскую позицию индивида. Отталкиваясь от схемы функционирования любой системы («введение», «конверсия», «вывод»), сторонники этой концепции (одним из ее авторов является американо-канадский политолог Дэвид Истон, известный своими книгами «Политическая система», «Рамки политической жизни», написанными в 50-60-х годах XX ст.) утверждают, что политическая система имеет «введение», куда поступают импульсы - требования (уплата зарплаты) и поддержки (уплата налогов), «конверсия» - где вырабатываются решения, и «вывод», откуда поступают политические решения, посредством которых распределяются ценности, а также осуществляются политические действия. Сама политическая система напоминает своеобразный «черный ящик», деятельность («конверсия») которого скрывается от окружающей среды. Политическую систему иногда сравнивают с вычислительной машиной, а ее решение - с компьютерными операциями. Характер и содержание этой деятельности можно определить и по сигналам, поступающим на введение системы, ее за решениями и действиями, которые возникают как реакция на эти сигналы.
Жизнеспособность политической системы в решающей степени зависит от ее реагирования на обратную связь. Реакция на требования населения зависит от характера политической системы. Тоталитарная система подавляет эти требования, авторитарная - учитывает частично, а демократическая - стремится учесть целиком. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и занимается только собственными потребностями, то ее решения и действия никогда не получат поддержки, такая власть не имеет будущего.
Социологическая концепция определяет два базовых набора функций политической системы - функции «ввода» и функции «вывода». Если первые в основном осуществляются неправительственными подсистемами, то вторые - прерогатива властных структур.
К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политической жизни; артикуляция интересов различных групп населения; агрегирование интересов, т.е. преобразования требований на цели государственной политики; политическая коммуникация - процесс передачи информации и формирования убеждений, что способствует налаживанию доброжелательных отношений между гражданами и правительством.
Функциям «вывода» является создание норм - законов, определяющих поведение граждан в обществе. Процесс нормотворчества имеет ряд этапов, как: определение политики и выбор общей цели; подготовка решений и конкретных правил для достижения цели; применение выработанных норм-законов, контроль за их соблюдением норм - законов. Эту функцию осуществляют преимущественно органы судебной власти.
Согласно правовой концепции политическая система - это совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление обществом, регулируют взаимоотношения между гражданами, социальными и этническими группами, обеспечивающих стабильность общества, должный порядок в нем.
Политическая система общества определяется: во-первых, характеристикой социального содержания власти, ее носителя, взаимодействием с экономическим строем; во-вторых, системой институтов, организаций, через которые осуществляется власть в обществе и регулируются политические отношения; в-третьих, принципами, нормами деятельности институтов политической власти, направленность этой деятельности.
Политическая система - это совокупность трех подсистем, которые взаимодействуют между собой: институциональной, информационно-коммуникативной и нормативно-регулятивной.
Институциональная подсистема объединяет такие институты, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредотачивающим максимальную политическую власть, является государство. Имея власть, материальные ресурсы и аппарат принуждения, государство организует политическую, экономическую и духовную жизнь страны; устанавливает статус социальных институтов, которые осуществляют власть, и юридические рамки их деятельности; обеспечивает баланс интересов классовых, этнических, профессиональных и других социальных общностей; защищает интересы общества на международной арене. В демократическом обществе значительную роль играют политические партии и группы интересов, которые влияют на формирование государственных структур, политическое развитие общества. Заметное, а в некоторых странах видное место іі политической жизни общества принадлежит религиозным организациям, церкви. В авторитарном и тоталитарном обществах функции этих институтов подвергаются деформации.
Информационно-коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. Это - каналы передачи информации власти (отчеты подведомственных учреждений, консультации с заинтересованными группами), а также средства массовой информации. Если в демократических обществах средства массовой информации относительно независимые, то в авторитарных и тоталитарных - вполне зависимые от правящей элиты.
Нормативно-регулятивную подсистему создают разнообразные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно: их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Нормы можно разделить на нормы - законы и нормы - привычки. И те, и те способствуют политическому взаимодействию, предотвращению конфликтов и хаоса в обществе. Нормы-законы определяют процесс законодательства, определяют или не определяют в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и т.д. Нормой - привычкой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы.
Как известно, партия - это политическая организация, которая объединяет граждан одной социальной ориентации, политических взглядов, зафиксированных, как правило, в программных документах. Партия является главным связующим звеном между государством и обществом, борется за власть с другими партиями в той же государству.
Типы партий определяются их функциями, отношениями с другими партиями, способами борьбы за власть и осуществления этой власти.
За провозглашенной целью различают праворадикальные, консервативные, либеральные, реформистские, социал-демократические, социалистические и коммунистические партии; по месту в политической системе - правящие, оппозиционные; по структуре и методам действий - парламентские, автократические, военизированные. Партии характеризуются также как массовые (фиксированное членство, четкая организационная структура), кадровые (партии нотаблей).
Совокупность в стране партий, которые фактически участвуют в формировании властных структур, создает партийную систему, которая может быть двух-или многопартийной. Развитая партийная система поддерживает баланс в обществе, делает возможным участие граждан в политической жизни.
Важной для характеристики политической системы является ее структура. Назначение политической структуры как внутренней организации целостной системы, специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, ее образующих, - способствовать функционированию политической системы, реализации цели и задач, стоящих перед обществом в экономической, социальной и духовной сферах. За дефиницией американского ученого Г. Алмонда, структура - это доступная наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему. С этой целью создается механизм функционирования государственной власти, которая является базовым элементом политической системы, ее организационной структуры. Этот механизм является сложным комплексом специальных органов и учреждений, выполняющих как внутренние, так и внешние функции управления делами общества. Это - представительные учреждения, или законодательная власть; исполнительно-распорядительные органы; судебные институты; органы общественного порядка и службы безопасности; вооруженные силы. Подчеркнем: основу деятельности государства составляют три «ветви» власти: законодательная, исполнительная и судебная. Разделение властей должно происходить и по вертикали: общегосударственная, региональная и местная власть.
Следует сделать одно пояснение. Когда речь идет о разделении властей, то надо иметь в виду: для эффективного функционирования власть не может дрібнитись, а должна быть единой. Поэтому точнее говорить о разделении функций различных ветвей власти, их задач, полномочий.
Правовая концепция называет такие основные функции политической системы: определение целей, задач, путей развития общества, разработка и осуществление конкретных программ моей деятельности; определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положения социальных сообществ; гармонизация, согласование интересов государственных образований, групп, индивидов; духовно-идеологическая деятельность, формирования политического сознания и политической культуры граждан или манипулирования ею; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества.
В современной политологической науке существуют различные критерии определения типов политических систем. Например, по степени централизации власти, типом ценностей политические системы квалифицируются как тоталитарные, либерально-демократические, демократические, конституционные.
Наиболее распространенным критерием классификации политических систем является соответствие идеалов и ценностей общества тем формам, в которых это общество организовано. Учитывая этот критерий различают четыре типа политических систем.
Это, прежде всего, конституционная англо-американская политическая система. Граждане стран, которые имеют эту политическую систему (США, Великобритания, Канада, Австралия), ставят превыше всего свободу лица, общее благосостояние и безопасность. Для этой политической системы характерны четко структурированная многопартийность, разделение властей и высокую степень стабильности.
К политическим системам либерально-демократического континентально-европейского типа можно отнести Францию, Германию, Италию. Для них характерны разнообразие политической культуры, сосуществование новых и старых культур, приверженность либерально-демократических традиций. Например, Франции наряду с приверженностью к представительной власти присущи плебісцитарна традиция, склонность к популизму. Истории известны обращение Наполеона Бонапарта, де Голля к формам прямой демократии. В такой политической системе, как правило, много политических партий с различными идеологиями и традициями, причем они имеют значительное влияние в обществе.
Авторитарная политическая система доиндустриальных и частично индустриальных стран Азии, Африки и Латинской Америки. Этой политической системе свойственно сочетание западных ценностей, этнических и религиозных традиций. Такие системы имеют невыразительный разделение властей. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, властные органы вмешиваются в судебные процедуры. Обычно, в этих системах распространены личный авторитаризм, власть одной партии, высокий потенциал насилия. Политическое участие граждан в государственных делах ограничивается местным уровнем.
И, наконец, политическая система тоталитарного типа. Примером является фашистская Италия, нацистская Германия. В такой политической системе отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие сугубо декоративная. Деятельность средств массовой информации строго контролируется властями. Для тоталитарных обществ характерны чрезвычайная централизация власти и высокая степень насилия. Отсюда - функциональная нестабильность, засилье бюрократии. Партии, армии, службе безопасности приходится часто выполнять не характерные для них задачи.
Итак, в политической науке нет универсального понятия политической системы. И все же выделим общее для всех определений: политическая система ассоциируется с применением узаконенного физического принуждения в обществе. Этим определяется ее структура, общий механизм функционирования, функции и, наконец, классификация политических систем.