Раздел II
Культура Киевской
Руси
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
Музыкальное искусство восточных славян
эпохи Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорная
наследие, древнерусский культовый пение, музыка княжеского двора, ратная (военная)
музыка.
В устной народной традиции
продолжают развиваться игры, календарные и семейно-бытовые песни, похоронные
плачи и причитания, их древнейшие образцы сохранились в небольшом количестве.
Течение времени предопределял новые
народно жанры. Среди них самый значительный - былинный эпос, активно
развивался в Х-ХІ ст. В былинах в художественно-поэтической форме отражалась борьба
народа за независимость, воплощались патриотические идеи, представления о
героев-богатырей, наделенных мудростью, силой, красотой. Такими являются былинные герои
Илья Муромец, Добрыня Никитич,
Алеша Попович, Микула
Селянинович. История сохранила также имена народных певцов былин - Бояна,
Митуси, Ора, упоминания о которых встречаются в “Слове о полку Игореве”,
Іпатїївському летописи и др.
Носителями народного искусства были
скоморохи. Эти одаренные исполнители-импровизаторы сочетали качестве актера,
танцора, певца, музыканта-инструменталиста, акробата. Они были постоянными
участниками народных развлечений, праздников, торжественных событий; нередко их приглашали к
боярских и княжеских дворов. Только церковь негативно относилась к этим “веселых
молодцов”, как их называли в те времена.
Большой интерес представляет музыка
княжеского двора. По свидетельству историков, начиная с середины Х в. приемы
иностранных послов проходили под музыкальное сопровождение. Этот обычай
ввела княгиня Ольга, которая во время своего пребывания в Константинополе 945
г. была поражена игрой на различных инструментах, в частности органе. Вероятно, именно с
того времени орган распространяется на Руси.
По мнению исследователей музыкальной
культуры Киевской Руси, князья удерживали при дворе профессиональных
музыкантов-инструменталистов, певцов, танцоров. Участниками княжеских
развлечений, праздников в княжеских палатах были певцы - сказители былин, скоморохи.
Музыка сопровождала ратные походы
княжеских боевых дружин. Главную роль здесь играли духовые и ударные
инструменты.
Богатство и разнообразие
инструментария свидетельствуют о высоком уровне музыкального искусства эпохи Киевской
Руси.
Какими же были музыкальные инструменты? Это
струнные смычковые - гудок, смык; щипковые - лютня, гусли, псалтирь; духовые - рога,
трубы, горны, свистки, свирели, дудки, жалійки, волынки, органы; ударные -
бубны, тарелки, колокольчики, погремушки. Важную роль играли церковные
колокола, извещающие о наступлении врага, пожар, созвали людей на вече.
Уникальные сведения о
инструментарий Киевской Руси дают фрески Софийского собора. На них,
в частности, изображено музыкантов, играющих на духовых и струнно-щипковых инструментах.
В культурно-художественной наследстве
Киевской Руси главное место занимает церковное пение.
Древнерусские одноголосные церковные
напевы назывались знаменным распевом (от древнеславянского “знамя” -
знак). Соответственно и восточнославянская нотации знаменного распева называлась
знаменательным, или крюковой. Заимствованный из Византии, знаменный распев обогатился
народнопісенними традициями восточных славян. Так, в интонировании текстов
заметное влияние древнерусского эпоса, величальных песен и похоронных плачей.
Основой знаменного распева стали
“гласы” - хоровые монодии, мелодия приближалась к речитації. Знаменный распев
был чисто вокальный, без сопровождения. Его красота и самобытность вызвали
восхищение у многих иностранных путешественников.
В Киевской Руси появились центры
обучение пению. Это, в частности, большой хор и школа при Десятинной церкви, двор
деместиків - певцов-солистов, которые были одновременно дирижерами и учителями
пения. Важную роль в формировании и распространении музыкальной традиции играла
Киево-Печерская лавра. Среди известных мастеров церковного пения следует назвать
деместика и песнотворца Стефана.
Богатое и разнообразное наследие времен
Киевской Руси стала прочным фундаментом для формирования профессиональной музыкальной
культуры украинского народа.