Раздел II
Культура Киевской
Руси
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУКОПИСНОЙ
КНИГИ КИЕВСКОЙ РУСИ
Рукописная книга в Киевской Руси имеет определенные,
присущие только ей особенности. Уже мастеров первых известных нам книг
характеризовали высокий уровень художественной культуры, совершенный вкус.
Первое, что стоит отметить, это
разнообразные форматы и объемы книг в зависимости от содержания и назначения: или
большой фолиант около тысячи страниц пергамента или бумаги, или небольшая
книжка карманного размера. Они выполнены и скомпонованы гармонично, а их
объем соответствует формату. Это свидетельствует о высоком уровне мастерства переписчика
и художника, которые делали книгу.
В рукописной книге ведущее значение
имеет шрифт - встал и напівустав, скоропись использовался очень редко. Встал и
напівустав давали возможность сделать красивую, ритмично насыщенную страницу. Как
правило, текст писали в два цвета: черным и красным. Красным - первые строки,
отсюда выражение “красная строка”,
а также отдельные слова
или предложения, на которые читатель должен был обратить особое внимание. В рукописях
большого формата текст компоновался в два столбика. В книгах малого размера
на конечных страницах при наличии свободного места текст заканчивался фигурным
треугольником.
Перед писанием страницы розлініювали
писалом из рога, без красителя, при этом определяли также поля. Левый бок всегда
идеально ровный, а строки справа под это правило не подпадали. Пустые места
заполняли различными пометками: точками, черточками и т.п.; часто их выполняли
киноварью. Вспомогательный аппарат - колонтитулы, колонцифри - также писали красным
цветом, что делало книгу нарядной и праздничной.
В оформлении древнерусской книги
широко использовали декоративный элемент - вязь. Это специфический вид
написание букв, когда название или слово играли роль орнаменту. их писали
красной краской, а в “престижных” изданиях - золотом.
Рукописная книга была насыщена
инициалами, выполняли декоративные и символические функции. Поражает их
разнообразие: геометрические, каллиграфические, растительные, бытовые и смешанные мотивы.
Нередко встречаются изображения сценок повседневной жизни, фигурки рыбаков,
сеятелей, пахарей, воинов и т.д. Инициалы-гиганты, которые характерны для европейской
рукописной книги, в русской почти не встречаются или встречаются очень
редко, причем по цвету очень красочные: красные, синие, желтые, зеленые и
золотые.
Широко и со вкусом на странице
компонувалися заставки, чтобы привлечь внимание читателя к началу раздела. В одной
книге могло быть от 3 до 6 заставок, но известны рукописи, где их гораздо
больше. В композиции отдельных заставок вводились изображения святых. Следует
отметить, что орнаменты строились на традиционных элементах и колористических
решениях украинского народного творчества. В отдельных случаях использовали
конечности, еще реже - рамки и таблицы.
Важной частью художественного
оформление рукописной книги были миниатюры. Они делились на выходные, или
лицевые, и те, что “открывают” текст. Изображение занимало целую страницу.
Иллюстрации “рассыпаны” по всему тексту: четверть - и півсторінкові, оборкові, на
полях. Характерная особенность этого периода - большое количество иллюстраций, которые составляли
циклы по два-три, а то и больше изображений. Кроме функции отделки миниатюры
помогали глубже усваивать содержание. Рукописи с большим количеством иллюстраций
принято называть лицевыми. Это прекрасные, высокохудожественные произведения.
Все рукописные книги “одевались” в
оправы для защиты и придания нарядного вида. Для изготовления оправы
использовались хорошо высушенные и обработанные доски, которые надежно скреплялись с
блоком. их покрывали кожей, а иногда и драгоценными тканями, металлическими украшениями - жуковинами и средствами, которые
были богато орнаментированы. Жуковини украшали золотой сканью, филигранью,
зернью, финифтью, а на середниках рисовали сюжетные сцены из святого писания или
жития. Такие оправы назывались окладным. Обязательным элементом были орнаментированы
застежки, отлитые из металла, чаще всего из бронзы.
По отдельному заказу обрез
рукописной книги обрабатывался специальным инструментом по цветному или
золотому фону. Эта техника называлась басменням. Следовательно, книга была похожа на
дорогую вещь или ювелирное изделие. Большинство мастеров рукописной книги неизвестны,
лишь изредка встречаем упоминания об именах, но они не достоверны. Наверное можно
говорить о школе или направления в оформлении книги, характерные только для
определенного региона, где активно использовались местные особенности декоративного
искусства и лучшие достижения рукописание в Европе. Рукописные книги стали
ценным достоянием нашей культуры.