Раздел II
Культура Киевской
Руси
СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ КИЕВСКОЙ РУСИ С
АНТИЧНОСТЬЮ
В ІХ-Х ст. Киев входит
до стран европейского
коалиции, выбрать оптимальную идеологию. Как новому члену содружества
русичам надо было и себя показать, и на людей посмотреть.
Принятое Владимиром Великим новую
религию необходимо было должным образом обставить. Своих людей для достижения
этой цели пока что маловато. Специалисты приглашаются из Византии. На Русь
приезжают священники, архитекторы, художники, которые приносят вместе со словом Божьим
культурные и научно-художественные достижения своего народа.
Византийские культуррегенти вместе с
высоким уровнем мастерства и вводят свою систему миропонимания,
вполне закономерно. Как правило, в подобные экспедиции отправляются или романтики,
или догматики; в этом случае мы наблюдаем
последнее. Оставленные ими памятники дают основания для такого утверждения. Яркий
пример - широко известные мозаики Софии Киевской: Евхаристия, святительский чин,
Пантократор, Оранта поражают своей канонической завершенности, а фрески, выполненные местными мастерами, обозначены
теплотой и добрым юмором, повествуют о жизни и быте киевлян. В глаза бросаются
два видения мира, два мировоззрения - канонический прагматизм и искреннее, непосредственное
восприятие действительности, радость жизни.
Или Русь была дикой, “варварской”
страной, как ее рисуют нам “просвещенные” греки? Бесспорно, нет. Это была экономически
независимое государство, которую греки покорить силой не
смогли. Итак, сработал психологический фактор - переложить на народы, которых не
удалось поставить в зависимость, собственные пороки. Славяне ничего не опровергали,
и была ли в этом потребность сильном народа? К сожалению, “показания” греков осталось
в исторических анналах как неоспоримая истина.
Но жизнь внесла коррективы в видение
исторических реалий. Жизнерадостность боролась с догматом всеми возможными
средствами, и когда эстафету у византийцев перенимают местные мастера, то культовые
сооружения становятся намного спокойнее, теплее, более пластичными, органично
вписываются в окружающую среду. Особенно это заметно в северных районах
Киевской Руси, на Псковщине, где храмы строились местными мастерами и по
пластикой напоминают скульптуру.
Античные влияния на искусство Руси
были и прямые, и косвенные как по форме, так
и по содержанию, а о том,
что русичи были с ними
знакомые, красноречиво
свидетельствует один интересный факт. В одном из левых нефов Софийского собора под
время последней реставрации был открыт рисунок античной головы. Много дебатов
ходило по поводу того, откуда и как появился он в Софии. Можно предложить
очень простое объяснение: среди художников, которые приехали из Византии, не все были
догматиками, кто-то из них, рассказывая местным художникам о античное
искусство, тут же проиллюстрировал это на стене, зная, что вскоре рисунок
покроется фреской, а потому никакой крамолы в этом он не видел. Отголоски античности
можно найти и в образцах украинского искусства того периода. Свободнее
чувствовали художники и мастера в оформлении книги. Здесь античные, византийские и
восточные мотивы заметнее.
Сплав местных достижений и античных
воздействий дал тот феномен, который мы сегодня называем искусством Киевской Руси.
Оно в всеохопленні времени представляет широкий спектр воздействий в выработке
собственного стиля.