Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 6. Система государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности

 

 

6.3. Инструменты регулирования инновационной деятельности

 

Теперь проанализируем и представим конкретные инструменты такого вмешательства, которые и являются содержанием того, что называют государственной политикой в сфере научно-технического прогресса.

1. Проведение государственной научно-технической политики через государственные предприятия. Это может быть образование новых отраслей производства, которые осваивают новые продукты и технологии. Также можно рекомендовать государственным предприятиям использовать новую технику, которая еще мало распространена и является продуктом пионерных разработок и источником повышенного финансового риска для частных предприятий.

2. Поддержка и развитие прямой научно-технической сферы. Здесь возможно создание перспективных научно-исследовательских институтов и лабораторий, поддержка общественных научных обществ, учебных союзов, профессиональных организаций, предоставление гарантий отдельным исследовательским и технологическим проектам.

3. Создание государственной информационной инфраструктуры. Это развитие общенациональной информационной сети с присоединением к таких мировых сетей: библиотек, информационных центров, различных банков данных, учреждений для оказания консультационных, консультационных и организационных услуг инноваторам.

4. Развитие и поддержка системы образования в стране. Сюда входит полное или частичное содержание учреждений общего образования, высшего образования, специальной профессиональной подготовки, системы непрерывного обучения и переквалификации рабочей силы, курсов узкопрофильного тренинга и менеджмента.

5. Финансовая помощь. Это - предоставление инноваторам грантов, займов, субсидий, гарантированных кредитов, исследовательских налоговых кредитов, обеспечение исследователей и инженеров соответствующим оборудованием и приборами, помещением и сервисом, экспортное кредитование и др. Если этот инструмент рассмотреть более мелко, то здесь можно выделить:

а) прямое финансирование на создание новой продукции и технологии,

б) предоставления займов, в том числе беспроцентных,

в) государственные дотации,

г) льготное кредитование.

6. Налоговые льготы. Предоставление предприятиям, учреждениям, физическим лицам принимающих участие в инновационном процессе различные налоговые льготы. В свою очередь здесь можно выделить следующие инструменты:

а) снижение ставок налогов на прибыль для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

б) налоговый кредит на проведение исследований и разработок;

в) исключение из прибыли, облагается, текущих расходов на НИОКР;

г) льготный режим налогообложения расходов на НИОКР при міжфірменній кооперации;

д) освобождение от некоторых отчислений в бюджет;

е) освобождение от уплаты налога на прибыль и капитал владельцев акций рисковых инновационных фирм;

с) снижение госпошлины для индивидуальных изобретателей;

и) отсрочка уплаты пошлины или полное освобождение от него для инновационных продуктов.

7. Амортизационная политика. Ускоренная амортизация и другие амортизационные льготы.

8. Создание благоприятного правовой среды для инноваторов. Это прежде всего развитие государством патентного права, правовых основ производства и потребления качественной продукции: системы стандартизации и сертификации производств и отдельных видов продукции, регулирование монопольных предприятий и видов деятельности, разрешение временной монополии инноватора.

9. Поддержание высокого общественного статуса ученых, конструкторов, инженеров - всех субъектов инновационного процесса. Это осуществляется путем установления разнообразных государственных премий, проведение конкурсов, предоставление грантов, установление почетных званий, пропаганда преимуществ инновационного общества и его выдающихся деятелей.

10. Посредничество государственных учреждений в заказе и реализации инновационной продукции. Это может быть государственное заказы (контракты) на разработку и внедрение продуктов инновационного процесса, создания государственных институтов для сочетания науки и производства различных форм собственности, например, путем создания и содействия развитию технопарков, выставок, ярмарок и т.д.

11. Содействие инновационному развития социальной сферы: здравоохранения, отдыха, частного и общественного строительства, транспорта, телекоммуникаций, связи и т.д.

12. Установление благоприятных условий международной коммерческой деятельности, а именно торговых сделок, внешнеэкономических тарифов, режимов валютного регулирования.

13. Отстаивание прав и интересов отечественных инноваторов в международной кооперации труда и защиту в случаях неразрешенной или недобросовестной конкуренции.

В последнее время в развитых странах прямая поддержка инновационной деятельности все больше заменяется косвенным методами регулирования. Причем доля государственной поддержки в многих развитых странах растет. Так, правительство имеет примерно 50-процентную долю в финансировании всех затрат на исследования и разработки в США, Германии, Франции, а на субсидирование проектов реконструкции и технического перевооружения государства тратят от четверти до половины необходимых расходов.

• политика налогообложения инноваторов6.

В экономической литературе определяют такие характерные черты современной налоговой политики в отношении инновационного процесса:

1. Применение системы льгот относительно налога на прибыль корпорации или отдельной фирмы.

2. Отраслевая дифференциация налоговых льгот и их гибкость в зависимости от целей и задач национальной политики технологических изменений.

3. Четкая целевая направленность налоговых льгот и их обязательный характер в соответствии с действующим законодательством, а не за субъективными решениями чиновников.

4. Наличие гибкой и обязательной системы общегосударственного статистического учета использования налоговых льгот.

Опыт развитых стран свидетельствует, что только комплексное скоординированное использование всех кредитно-финансовых и налоговых рычагов дает возможность получить положительные результаты в политике поддержки инновационной деятельности в стране. Причем надо постоянно помнить, что инновационная деятельность - это прежде всего пионерное прорыв в локальном месте экономической системы, поэтому он невозможен как массовое явление и поэтому поддержка должна иметь точечный характер.

В развитых странах в последние годами сформировались три основные направления налоговой политики, стимулирующей инвестиции в рисковые инновационные проекты. Такие страны, как США и Великобритания, поддерживают низкий уровень налогообложения корпораций и считают это сильным стимулом для рисковых технологических изменений. В Германии, Испании и Италии дополнительно до низких ставок налогов существуют специальные системы поощрения рисковых проектов. Франция применяет другую комбинацию - высокие налоги для всех и различные специальные стимулы инновационного предпринимательства. Это лишний раз доказывает, что для Украины необходимо не слепое копирование опыта, а постоянный поиск разнообразных форм, которые на нашем историческом и ментальном почве дадут импульс производителям повернуться лицом к научно - техническому, инновационного типа развития.

• исследовательский налоговый кредит7.

Этот вид кредитования означает право изымать из налогооблагаемого дохода текущие расходы на исследовательские и внедренческие работы. Предполагается, что такое снижение суммы налога на прибыль создает для фирмы стимул к расширению расходов на разработку и внедрение новой техники за счет собственных средств.

Системы такого типа кредитования инновационной деятельности очень разнообразны в разных странах и постоянно изменяются. Например, во Франции под налоговые льготы в пределах "исследовательского налогового кредита" подпадают следующие расходы:

1) расходы на амортизацию основного капитала, который приобретен во Франции и прямо используется в научно-исследовательских целях;

2) расходы на научно-исследовательский персонал, непосредственно

занят в НИОКР, как постоянно работающий в фирме, так и по совместительству;

3) прочие операционные расходы, но не более 50 % от затрат на научный персонал;

4) расходы на исследовательские работы, которые осуществляются общественными или частными учреждениями под патронажем Министерства научных исследований и промышленности и признаны как целесообразные научными и техническими экспертами;

5) расходы на внедрение изобретений и закупку патентов.

Размеры исследовательского налогового кредита задаются либо через определение максимума суммы, которую разрешается отсчитывать от налога, либо в виде определенного процента от общей величины налоговых обязательств по прибыли юридического лица. Такой процент постоянно меняется. Например, за разные периоды он составлял в США 48, 25 и 20 %, во Франции - 25, 30 и 50 %, в Канаде - 20 и 30 % в зависимости от места и характера исследований и разработок. Система исследовательских налоговых кредитов считается одной из наймінливіших систем налогообложения, но ни одно такое изменение в послевоенный период эксперты не оценивали как такую, что ухудшает финансовое состояние предприятий, которые осуществляют инновационную стратегию развития и тратят значительные суммы на НИОКР.

• ускоренная амортизация8.

В передовых странах нормы амортизации сегодня выполняют функцию создания предпосылок ускорения оборота основного капитала и является стимулом для предприятий, которые проводят активную политику технического обновления. Например, в Японии разрешается в первый год производства отдельных особо важных изделий иметь до 25 % стоимости такой продукции за счет амортизационных отчислений.

В США Законом о справедливом налогообложении и финансовой ответственности, который был принят в пределах налоговой реформы 1981 г., сроки амортизации научно-исследовательского оборудования были сокращены до 3 лет, иного движимого имущества - до 5 лет. Кроме этого, была введена 6% скидка для инвестиций в оборудование, которое амортизируется за три года, и 10% скидка для такого оборудования, которое будет списано в течение 5 лет.

Согласно Закону США об изменении налогов с целью экономического оздоровления в 1981 г. был осуществлен переход к использование принципа неравномерного списания стоимости основного капитала в течение амортизационного периода. Сроки такого списания были снижены настолько, что некоторые экономисты даже стали отрицать соответствие их принципиальные периода службы оборудования, потому что было разрешено амортизировать большую часть стоимости основного капитала в первые годы их функционирования. Даже было разрешено брать отсрочку в ускоренном списании стоимости капитала. Особые льготы получили новые компании, которым разрешается в течение первых пяти лет существование списывать стоимость основного капитала по выбору: неравными долями или даже одновременно, что дало этим фирмам необходим простор для маневра собственными активами в процессе их производственного становления и роста.

Заметим, что льготный режим амортизационных списаний дает возможность малым предприятиям Германии проводить инновационный процесс, модернизацию производства. На долю амортизационных списаний приходится около 66% всех капиталовложений, на реинвестиции доходов - 27%>, а на внешние источники финансирования - 7%. С целью стимулирования малого бизнеса в Германии действует особая амортизационная ставка в размере 20% затрат на приобретение движимого имущества. Кроме того, в Германии есть специальные нормы амортизационных отчислений, которые применяют до всех инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды, выпуск технически передовой продукции экспертных поставок. Вложенные средства списывают в течение трех лет: в первый год амортизируется 50% основного капитала, во второй - 30%, в третий - 20%9.

Дополнительные денежные притоки, что было получено при быстрой амортизации, становятся дополнительным финансовым источником для активной инновационной деятельности и выступают финансовым активом, который не зависит от состояния рынка ссудного капитала. Последнее имеет положительный смысл и в потому, что уменьшает отношение заемного капитала к собственному, повышает ликвидность фирмы, а следовательно, дает ей возможность взять дополнительные кредиты банков.

• малый бизнес10.

Значительная государственная поддержка технологическим изменениям происходит через поддержку малого бизнеса, который охватывает, в частности, и многие инновационных предприятий. Особое внимание уделяется поддержке в малом бизнесе венчурным фирмам. Так, в США эта поддержка требует:

- сокращение уровня налога на прибыль до 25 % для средних фирм и до 10 % - для мелких, если они реинвестируют прибыли в инновации;

- обязательства государственных инновационных компаний выделять 5 % суммы своего научно-исследовательского бюджета на цели передачи инноваций малому бизнесу;

- выделение до 10 % общегосударственных расходов на прикладные исследования малому бизнесу на научные исследования и разработки;

- стимулирование экспорта продукции мелких фирм (двойное отчисления расходов на эти цели из прибыли, 10-летняя отсрочка платежей и др.);

- сокращение периода амортизации оборудование для исследования и разработок с 5 до 3 лет.

Во Франции, малому бизнесу предоставляются льготные кредиты, освобождение от налога на прибыль на 5 лет, если прибыль малых предприятий не превышает 30 милл. франков.

Кроме того новые предприятия в первые два года работы полностью освобождаются от налогов, на третий год - облагается лишь 25 % их прибыли, на четвертый - 50 %, пятый - 75 % начиная с шестого года и далее - 100 %.

 

В Индии также создан фонд помощи малым предприятиям. Объем средств на поддержку и развитие малого бизнеса отдельно выделяется в пятилетних планах и годовых бюджетах.

В развитых странах льготами пользуются и учредители малых предприятий, в частности для них предусмотрено до 50 % скидки с налога на прибыль от вложенного капитала.

Значительные льготные условия для развития малого бизнеса созданы в Великобритании. Общая ставка налога с корпораций здесь составляет 35%, однако, если доход предприятия составляет не более 200 тыс. фунтов стерлингов в год, то налог уменьшается до 25%. Кроме того, если оборот предприятия составляет не более 47,5 тыс. ф. ст. в год, то оно не уплачивает НДС ( ставка 17,5% )

В США разделение труда в инновационной сфере между крупными и малыми предприятиями заключается в том, что большие предприятия берут на себя функцию тиражирования, распространения нововведений, полученных в сфере малого бизнеса - научно-технических фирмах-інноваторах.

• отчисления в резервные фонды.

Важным инструментом стимулирования инновационной деятельности являются отчисления в резервные фонды.

С целью стимулирования НТП в Швеции фирмы имеют право вкладывать до 50% прибыли в резервные фонды будущих инвестиций, которые освобождены от налогообложения. Средства этих фондов хранятся в виде беспроцентных вкладов в Национальном шведском банке, они могут использоваться для приобретения оборудования, финансирования научных исследований и разработок, а также строительства.

 

5 Фридлянов В., Некрасов Г., Остапюк С. Инновации как фактор экономического роста // Общество и экономика. - 1999. -№7-8-С.115-116

6 Бажал Ю.Н. Экономическая теория технологических изменений.- К.: Завещание, 1996. - 238с.-с.209

7 Бажал Ю.М.Економічна теория технологических изменений. - К.: Завещание, 1996. - 238с.-с. 210

8 Бажал Ю.М.Економічна теория технологических изменений. - К.: Завещание, 1996. - 238с.-с. 211.

9 Крупка М.И. Финансовые инструменты государственного регулирования и поддержки инновационной сферы // Финансы Украины. - 2001. - № 4. - с.

10 Бажал Ю.М.Економічна теория технологических изменений. - К.: Завещание, 1996. - 238с.- с. 212