Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 6. Система государственного регулирования и стимулирования инновационной деятельности

 

 

6.2. Инновационная политика государства

 

Под инновационной политикой необходимо понимать комплекс принципов и мероприятий по планированию, разработке, стимулирования, регулирования и контроля процессов инновационной деятельности в научно-технической и производственных сферах.

Поэтому, основной задачей государственных органов является определение цели инновационной политики, основных принципов ее осуществления, а также механизмы реализации. Она должна вытекать из основной цели развития народного хозяйства, общества и своими направлениям деятельности способствовать ее осуществлению.

Главной целью государственной инновационной политики является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воссоздания, развития и использования научно- технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго - и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

Основными принципами государственной инновационной политики являются:

1) ориентация на инновационный путь развития экономики Украины;

2) определение государственных приоритетов инновационного развития;

3) формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;

4) создание условий для сохранения, развития и использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;

5) обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, финансово - кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;

6) эффективное использование рыночных механизмов для содействия инновационной деятельности, поддержка предпринимательства в научно - производственной сфере;

7) осуществление мероприятий по поддержку международной научно - технологической кооперации, трансфера технологий, защиты отечественной продукции на внутреннем рынке и ее продвижение на внешний рынок;

8) финансовая поддержка, осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;

9) содействие развитию инновационной инфраструктуры;

10) информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности;

11) подготовка кадров в сфере инновационной деятельности.

 

Макроэкономическое регулирование инновационной деятельности.

Мировая практика показала, что эффективным механизмом стимулирования технологических изменений является рыночное конкурентная среда, куда государство вмешивается только для того, чтобы защитить собственные интересы (потребности национальной безопасности), а также чтобы защитить и поддержать тех субъектов рынка, которые берут на себя бремя инновационной инициативы.

В условиях чистой рыночной экономики, когда государство не осуществляет регулирование инновационной сферы некоторые отрасли, предприятия и сферы экономики, где хозяйствования неэффективное или неприглядное (невыгодно) для частного капитала, функционировать и развиваться не будут. К этих сфер экономики относят социальную инфраструктуру, фундаментальность науки, наукоемкость технологии с длительным сроком окупаемости. Без функционирования и развития фундаментальных наук не сможет возникать ни новая идея, а ни новое технологическое решение. Таким образом свободная конкуренция вообще не стимулирует инновационную деятельность в связи с большим риском финансирования инновационных процессов и внедрения новой продукции.

В условиях командно-административной системы управления экономикой регулирование всех сфер осуществлялось государством. Но такая система себя не оправдала, потому что государство вкладывало средства в большинстве случаев не по экономическим причинам, а политических. По этим причинам в бывшем СССР не было уделено достаточного внимания таким научным направлениям, как кибернетика, генетика и др. Кроме того, отсутствовала возможность самостоятельного действия инноваторов-предпринимателей.

Плановые централизованные методы управление инновационной деятельностью приводит к полной изолированности фундаментальных и прикладных исследований, и как следствие этого к слабой диффузии инновационных технологий; приоритетного развития инноваций в ВПК и ограниченное их использование в гражданской экономике.

Инновационная политика государства4.

Главные цели национальной инновационной политики - формирование инновационной модели развития с соответствующими организационными структурами управления; формирование структуры потребностей в инновациях и определение путей их удовлетворения; достижение экономического рост.

Инновационная модель развития государства формируется на концепции инновационной политики, которая обеспечивает приоритет инноваций, повышает инновационную активность предприятий, ускоряет НТП, уменьшает разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами.

Формирование в стране инновационной политики позволяет определить эффективность инновационных планов для отраслей и фирм в случае изменения концепции на конкретном товарном рынке; социально-экономические последствия реализации стратегических инновационных планов, программ, проектов.

Важна роль государства в инновационной модели развития заключается в разработке и реализации системы государственного стимулирования и поддержки нововведений. Относительно Украины главными элементами этой системы могут быть:

- правовая база, на которую должна опираться инновационная деятельность;

- законодательная фиксация доли (не менее 5%) национального дохода, которую направляют на инновационную деятельность;

- налоговые стимулы (льготы) для физических и юридических лиц, занимающихся инновационной деятельностью;

- государственная политика ускоренной амортизации;

- государственные гарантии в инвестиционных кредитам, что их предоставляют малому инновационному предприятию; стимулирование специализированных институтов, предоставление льготных займов предпринимателям-новаторам, освобождение от налогообложения средств, направляемых в фонд кредитов малому инновационному предпринимательству;

- создание инновационных фондов и содействие организации и деятельности коммерческих инновационных банков;

- поощрение системы льготного страхования рисков инновационного предприятия;

- гарантирование ученым-инноваторам надлежащей зарплаты, рабочего места и условий труда, жилья, пенсионного обеспечения;

- подготовка специалистов по менеджменту и маркетинга инноваций; приоритетное ресурсное обеспечение инноваций в случае дефицита ресурсов;

- стимулирование инновационно-предпринимательской деятельности высших заведений образования Украины и экономической заинтересованности ученых в инновациях;

- ускорение процесса использования технологий двойного назначения (военного и гражданского).

Инновационная политика государства основывается на определенной инновационной стратегии. Российские ученые В. Фрідлянов, Г. Некрасов, С. Остапюк выделяют три стратегические модели инновационной политики.5

1. Модель стратегии "переноса " заключается в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала в экономике собственной страны за закупку лицензий на высокоэффективные технологии для освоения производства продукции новых поколений, пользующейся спросом за рубежом.

2. Модель стратегии "заимствования "предусматривает освоение выпуска наукоемкой продукции, которую производили раньше в индустриально развитых странах, на основе использования дешевой рабочей силы и части научно-технического потенциала собственной страны.

3. Модель стратегии "наращивание" заключается в том, что с использованием собственного научно-технического потенциала, привлечением зарубежных ученых, объединением результатов фундаментальной и прикладной науки можно создавать новые продукты и технологии, которые используются на производстве и в социальной сфере.

Государство в инновационной модели развития обеспечивает функционирование тех отраслей, предприятий и сфер экономики, где хозяйствования на частных принципах "невозможно, неэффективно или неприглядное (невыгодно) для частного капитала"5 (производственная и социальная инфраструктура, депрессивные отрасли и наукоемкие технологии длительным сроком окупаемости и оборота капитала и т.п.). Для решения этих задач используют такой инструмент государственного регулирования, как государственное инновационное предпринимательство.

 

4 Крупка М.И. Финансовые инструменты государственного регулирования и поддержки инновационной сферы.// Финансы Украины. - 2001. - № 4. - с. 78