5 ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
5.1 Международные товарные рынки
Развитие мирохозяйственных связей привело к созданию постоянно действующих рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров массового спроса, а также рынков валюты и ценных бумаг. В современной мировой торговли этими товарами большое значение имеют международные биржи, международные торги и аукционы.
Международные биржи
В зависимости от товара, на который заключаются сделки па международных биржах, их можно разделить на:
♦ товарные;
♦ валютные;
♦ фондовые.
Товарные биржи
Товарная биржа представляет собой постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли - продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.
Сейчас количество видов товаров, которые продаются и покупаются на биржах - около 70. На их долю приходится около 15 - 20% международной торговли. Эти так называемые биржевые товары можно условно объединить в следующие группы:
♦ энергетическое сырье: нефть, дизельное топливо, бензин, мазут, пропан;
♦ цветные и драгоценные металлы: медь, алюминий, свинец, цинк, олово, никель, золото, серебро, платина и др.;
♦ зерновые: пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис;
♦ маслосемена и продукты их переработки: льняное и хлопковое семя, соя, бобы, соевое масло, соевый шрот;
♦ живые животные и мясо: крупный рогатый скот, живые свиньи, бекон;
♦ пищевкусовые товары: сахарин - сырец, сахар рафинированный, кофе, какао-бобы, картофель, растительные масла, пряности, яйца, концентрат апельсинового сока, арахис;
♦ текстильное сырье: хлопок, джут, натуральный и искусственный шелк, мытая шерсть и др.;
♦ промышленное сырье: каучук, пиломатериалы, фанера.
Крупнейшие международные биржевые центры сосредоточены в США, Англии, Японии. На долю этих стран приходится более 90% оборота биржевой торговли.
В зависимости от номенклатуры товаров, продаваемых и покупаемых на бирже, их можно разделить на универсальные и специализированные.
Наибольшие по объему заключаемых сделок, международные товарные биржи (МТБ) являются универсальными. Например, на бирже "Чикаго Борд оф Трейд" (более 40% объема сделок США) торгуют пшеницей, кукурузой, овсом, соевыми бобами, соевым шротом, соевым маслом, золотом, серебром, ценными бумагами. На бирже "Чикаго Меркептайл Ексчейндж" (около 30% сделок США) - крупным рогатым скотом, живыми свиньями, беконом, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, иностранной валютой. На Токийской товарной бирже сделки заключаются из золота, серебра, платины, каучука, хлопчатобумажной пряжи, шерстяной пряжи. Крупнейшими универсальными биржами также есть "Болтик Меркептайл энд Шиппинг Ексчейндж" и "Лондон Коммодіті Ексчейндж" (обе - Лондон). Кроме того, универсальными биржами является Сиднейская и Сянганська (Гонконгская) биржи.
Для специализированных бирж характерна вузжча товарная специализация, в основном по группам товаров. К таким биржам относятся, например. Лондонская биржа металлов (ЛБМ) "Лондон Металл Ексчейндж" группа цветных металлов: медь, алюминий, никель, олово, свинец, цинк), Нью-Йоркская "Коммодіті Ексчейндж" - "КОМЭКС" (группа драгоценных и цветных металлов: золото, серебро, медь, алюминий), Нью-Йоркская биржа кофе, сахара и какао "Кофе, шуга энд кокао Ексчейндж", Нью-Йоркская биржа хлопка (хлопок, концентрат апельсинового сока), Нью-Йоркская "Нью-Йорк Меркентайл Экс-чейндж" (нефть, дизельное топливо, бензин, пропан, а также платина и палладий), биржи сельскохозяйственных товаров - "Зерновая биржа" в Миннеаполисе (США), Лондонская международная нефтяная биржа, Парижская товарная биржа.
Центрами биржевой торговли являются также такие города в отношении товаров:
♦ хлопок - Александрия, Сан-Паулу, Бомбей, Сидней;
♦ рис - Милан, Амстердам, Роттердам;
♦ шерсть - Антверпен, Мельбурн, Сидней, Рубе (Франция);
♦ джут - Калькутта, Карачи;
♦ кофе - Париж, Роттердам, Гавр, Гамбург, Амстердам.
Несмотря на сходство функций, выполняемых
Международной товарной биржи (МТБ), видов сделок и техники Осуществления операций, среди МТБ нет похожих одна на другую. Отличия обусловлены историей создания и развития биржи и действующим национальным законодательством.
Большинство бирж представляют собой добровольное объединение физических и юридических лиц, зарегистрированных в стране местонахождения биржи, которое не ставит целью своей деятельности получение прибыли. Организационно-правовой статус, как правило, - акционерное общество закрытого типа. В организации МТБ, поскольку это международный рынок, большую роль играет иностранный капитал. Например, более 80% членов ЛБМ, которые заключают сделки в кольце (на "ринге"), принадлежащих полностью или частично неанглійським фирмам. Много крупнейших компаний - лидеры в торговле тем или иным биржевым товаром являются членами нескольких бирж, где заключаются сделки на этот товар. Например, компании "Мокатта", "Серро", "Біллітон", "Шерсон Леман" и другие являются одновременно членами бирж в Нью-Йорке ("КОМЭКС") и в Лондоне (ЛБМ), на которых осуществляется торговля цветными металлами.
Международные товарные биржи, являющиеся признанными центрами мировой торговли тем или иным товаром, выполняют следующие основные функции.
Ежедневное установление цены на товар. Результаты торгов на МТБ моментально становятся известны во всем мире благодаря современным средствам связи и информации.
Поскольку на МТБ представлены интересы крупнейших мировых фирм, имеющих отношение к торговле тем или иным биржевым товаром (производители, потребители, торговые посредники), результаты торгов отражают соотношение спроса и предложения, т.е. конъюнктуры на конкретный товар. Поэтому цены, складывающиеся в результате торгов на МТБ, лежат в основе большинства сделок, которые заключаются на этот товар в мире. Например, 70% всей произведенной в мире меди продается по цене, основанной на официальных ценах Лондонской биржи металлов (ЛБМ).
Таким образом, цены МТБ является индикатором соотношения спроса и предложения на конкретный товар в данный момент в мире.
Хеджирование (Hedging). Это форма страхования цены, по которой продается или покупается товар в будущем. Хеджирование является одной из первейших функций бирже уже больше ста лет.
Гарантия поставки товара (гарантия исполнения обязательств по контракту). Гарантия поставки реального товара, купленного или проданного на бирже, обеспечивается наличием достаточного количества товара на складах биржи.
Гарантия исполнения обязательств по контрактам, заключенным на бирже (фьючерсы, опционы), обеспечивается созданием специальной системы расчетов, принятием законодательства о биржах и разработкой правил совершения сделок на бирже, контролем за деятельностью бирж со стороны государственных органов.
Наряду с выполнением своих основных функций, которые имеют очень важное значение для мировой торговли конкретными товарами, биржи являются институтом рыночной экономики, который предоставляет следующие возможности для участников рыночных отношений:
♦ игра на разнице цен (спекулятивные операции). Такие операции не имеют целью поставку или получение реального товара. Спекулянты играют важную роль во фьючерсной торговле, повышая ликвидность рынка и принимая на себя ценовые риски, помогая этим хеджерам;
♦ возможность инвестирования капитала в товар. Многие фирмы (в том числе финансовые, инвестиционные и др.), стремясь уберечь свои деньги от инфляции, скупают партии товара. В случае повышения цен на товар это помогает им не только уберечь деньги от инфляции, но иногда получить более выгодный доход, чем на традиционном рынке капиталов;
♦ арбитражные операции. В случае, когда цены па товар на разных рынках (биржах в разных странах) отличаются, участники биржевой торговли одновременно продают и покупают товар на различных биржах, получая при этом дополнительную прибыль;
♦ финансирование. Этой услугой биржи могут воспользоваться владельцы варранта (складского свидетельства бирже, что дает право распоряжаться товаром). Допустим, владелец не хочет продавать товар, но ему временно нужны средства. В этом случае он может через брокера организовать продажу варанта с одновременной покупкой товара с поставкой в будущем. Эта операция, известная как "лендінг", позволяет сохранить позицию владельца товара, получив на время средства.
Виды биржевых сделок и их цели. Все сделки, заключаемые на биржах, предусматривают использование стандартных контрактов. Поскольку эти контракты не предполагают немедленного и обязательного поставки товара, они получили название фьючерсных контрактов (фьючерсов). Этот вид контрактов является строго однообразным (стандартизированный в соответствии с биржевых правил) и содержит конкретные требования по качеству товара, его количества, сроков и места поставки и т.д. Единственной переменной величиной при заключении контракта является цена, которая определяется в момент заключения сделки между продавцом и покупателем (или их представителями - брокерами) на бирже.
Таким образом, сделка купли - продажи происходит без осмотра товара на определенное количество фьючерсов. Фьючерсы в отличие от контрактов на поставку реального товара могут быть выполнены (по биржевой терминологии - ликвидированы) двумя способами: путем заключения противоположной сделки на такое же количество товара в любой день согласно условий поставки (так называемый офсет) либо поставкой обусловленного товара.
Хотя на сделки, завершающиеся поставкой товара, приходится чрезвычайно малая часть биржевого оборота, возможность поставки товара на биржевой склад или получения товара с биржевого склада выкапывает важную функцию связи фьючерсного рынка с рынком реального товара.
Если продавец биржевого контракта принимает решение поставить им товар, то посылает в расчетную палату биржи специальное письменное сообщение - нотис. В каждом нотісі сообщается цепа, дата контракта, время его получения расчетной палатой и время выдачи нотисом покупателю биржевого контракта. Все нотіси, что прошли регистрацию в расчетной палате, обязательно принимаются покупателем к исполнению. После этого получатель товара обязан в течение определенного срока (на лондонских биржах - за 14 дней) оплатить его наличными в полном объеме. Вместо оплаты он получает варрант (warrant) - складское свидетельство, дающее право собственности на конкретную партию товара на определенном складе. Продавец должен оплатить все расходы, связанные с доставкой товара на склад биржи, поэтому он идет на поставку реального товара только в особых случаях.
Все фьючерсные контракты обязательно должны быть зарегистрированы в расчетной палате биржи. При регистрации фьючерса тот, кто заключает контракт, вносит в расчетную палату гарантийный задаток в форме депозита (первоначальный задаток обычно в размере 10 - 15% стоимости контракта) и маржи (дополнительный задаток па случай изменения цены товара). После регистрации контракта в расчетной палате биржи он может быть в одностороннем порядке ликвидирован любой стороной путем заключения офсетной сделки.
При этом сторона, ликвидирует контракт, или выигрывает (получает в расчетной палате сумму выигрыша), либо проигрывает (вносит в расчетную палату сумму проигрыша).
Таким образом, возможность ликвидации фьючерсного контракта вместе с изменениями цены на бирже создает условия для использования этого инструмента для решения различных задач бизнеса.
Спекулятивные операции. К ним относятся операции на биржах, имеющих целью получение прибыли за счет разницы в цене.
Самым простым способом спекулятивной биржевой игры является игра на повышение или снижение цен в будущем, то есть тогда, когда фьючерсы покупаются с целью их дальнейшей продажи по более высокой цене или продаются из расчета на дальнейшее снижение цен. Спекулянтов, которые играют на бирже на повышение цены, называют "быки", а спекулянтов, которые играют на понижение цены, называют "медведи".
Можно делать и другие спекулятивные операции - прогнозируя, например, изменение соотношения цен между отдельными товарами.
Операции хеджирования являются основными операциями на биржах, в которых принимают участие продавцы (производители) или покупатели (потребители) реального товара. Хеджирование подразумевает покупку или продажу фьючерсных контрактов с целью избежать убытков от колебания цен на рынках физических (реальных) товаров. Основное лицо, заинтересованное в этих операциях, - хеджер (hedger) - обычно изготовителем (продавцом) или потребителем (покупателем) того или иного биржевого товара.
Сделки, имеющие своей целью поставку реального товара от производителя до потребителя, заключаются, как правило, вне биржи. Однако цена сделки будет определяться биржевым котировкам того или иного товара. Наряду с заключением соглашения на поставку реального товара хеджеры используют биржу для того, чтобы избежать рисков от изменения цен путем купли - продажи фьючерсных контрактов. Поведение хеджеров будет определяться ценовой ситуацией, складывающейся на рынке того или иного товара.
В зависимости от соотношения цен на товар с немедленной поставкой и на товар с поставкой в будущем различают две ситуации на рынке: "контанго" и "беквордейшн".
♦ Контанго - это ситуация на рынке, когда цены по сделкам на срок превышают цены на наличный товар, а котировки дальних позиций выше котировок ближних. Иногда контанго называют разницу в ценах. Контанго - это нормальная ситуация для "рынка покупателя", то есть тогда, когда предложения на существующий, реальный товар, что есть на рынке, превышают спрос. Если рынок стабилен, инфляция отсутствует, то размер контанго примерно соответствует расходам, связанным с сохранностью товара на складе.
♦ Беквордейшн - это ситуация на рынке, когда цены на наличный товар выше, чем цепы на будущий товар, а цены на товар с ближайшими сроками поставки выше цен дальних позиций. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда сокращается предложение существующего товара (например, забастовки, неурожаи, нарушение транспортных коммуникаций и т.п.), а покупателям необходимый товар немедленно, и они готовы заплатить больше, чтобы получить товар с немедленной отгрузкой.
Хеджирование продажей применяют также торговые посредники - перекупщики. Например, торговая фирма регулярно покупает большие количества сезонного товара (зерно, какао - бобы, каучук и т.п.) у производителей (фермеров, крестьян, на биржи реального товара и т.д.). Закупка осуществляется обычно в сравнительно короткий срок. Затем товар хранится на складах, откуда он продается потребителям. Не применяя хеджирование, можно понести убытки, потому что цены на товар, хранящийся на складах, могут снизиться. Чтобы избежать этого, фирма - перекупщик одновременно с закупкой реального товара продает товар на фьючерсной бирже. Відкуповуючи (ликвидируя) фьючерсы на бирже одновременно с перепродажей реального товара, перекупщик компенсирует уменьшение цены за счет прибыли от фьючерсных операций, или увеличение цены за счет прибыли от продажи реального товара.
Наряду с производителями реального товара или торговыми посредниками - перекупщиками, которые страхуются от снижения цены, хеджерами на бирже также являются: потребители реального товара, переработчики, страхуются от повышения цены.
В ситуации беквордейшн предприятие - переработчик может за счет изменения цен не только уберечь себя от повышения цены, но и получить дополнительную прибыль:
В ситуации беквордейшн при хеджировании покупкой хеджер получает дополнительную прибыль в любом случае изменения цены. Эта прибыль равна разнице в цене на имеющийся товар и будущий товар.
Опционы. Опционы, которые торгуются, или фьючерсные опционы, за последние годы получили распространение на международных биржах. Сейчас в мире известно около 40 товаров, по которым заключаются опционы на фьючерсные контракты.
В биржевой торговле под опционами понимают особый вид биржевых контрактов с ограниченным по сравнению с обычными фьючерсными операциями риском. Как и за любого контракта, в опционной сделке есть продавец и покупатель. Продавца опциона на некоторых биржах называют грантор, а покупателя опциона - тейкер. Покупатель опциона приобретает право, но не обязательство, купить или продать фьючерсный контракт по заранее согласованной в момент заключения сделки цене - так называемой "забастовка прайс", в пределах срока действия этого опциона. Право купить называют "колл", а право продать фьючерс - "пут". Соответственно покупатель опциона приобретает опцион па покупку - коллопцион или опцион на продажу - пут-опцион.
Продавец опциона при опционной сделке принимает на себя обязательства продать фьючерс (при опционе на покупку - коллопцион) или купить фьючерс (при опционе на продажу - пут-опцион).
Цену, которую покупатель (туйкер) уплачивает продавцу (грантору), называют премией. Размер премии зависит от соотношения спроса и предложения опционов, динамичности этой этого рынка, а также времени, остающегося до прекращения права на опцион, и величины краткосрочного банковского процента.
В основном премия будет определяться его действительной ценностью и временной ценностью. Опцион имеет действительную ценность тогда, когда для его владельца есть смысл осуществить право на покупку или продажу фьючерса и получить от этого прибыль. Когда такая возможность есть, ситуацию называют "при деньгах". В случае, когда для владельца опциона нет смысла осуществлять права на покупку или продажу фьючерса, потому что разница в цене фьючерса и цене опциона несет убытки, ситуацию называют "без денег".
В случае, когда цена опциона, то есть цена, по которой владелец опциона (тейкер) может купить фьючерс, равна цене фьючерса, ситуацию называют "при своих", т.е. ни прибыли, ни убытков.
Временная ценность опциона будет определяться временем, которое остается до прекращения права на осуществление покупки или продажи фьючерса. Она будет падать согласно приближения срока исполнения опциона.
Торговля опционами на фьючерсные контракты ведется сейчас практически па всех фьючерсных биржах параллельно с торговлей на основе фьючерсных контрактов. Опционы, которые являются производными от фьючерсных контрактов, представляют собой менее рискованный вид операций при умелом их исполнении. Для покупателя опциона риск потерь ограничен размером премии плюс процент, который он мог бы получить по этой суммой в банке. С другой стороны, продавец опциона, получая наличные деньги (премию), снижает риск потерь по сравнению с фьючерсным контрактом на размер премии плюс банковский процент на эту сумму денег. Эти особенности опционной торговли определили быстрый рост ее популярности среди участников биржи, как спекулянтов, так и хеджеров.
Варианты использования опционов являются практически неограниченными. Этот инструмент биржевой деятельности используется как самостоятельно, так и в сочетании с фьючерсными операциями и со сделками на рынке реального товара.
Широкое применение находят опционы в коммерческих целях. В отличие от фьючерсных контрактов опционы обеспечивают страхование не только от ценовых рисков, но и от риска потери части выручки в условиях неопределенности объемов производства и в связи с риском не заключения коммерческого контракта.
Для того чтобы предотвратить возможные убытки от снижения цены, предприятие может применить различные варианты хеджирования: путем классического хеджирования продажей; путем приобретения опциона на продажу; путем продажи опциона на покупку или другим способом. При использовании различных вариантов хеджирования могут быть получены разные результаты.
Выбор конкретной стратегии будет определяться как оценкой перспектив рынка, так и стремлением обеспечить получение, как минимум, средней прибыли, заложенного в целевую цену при сохранении максимальной гибкости операций. С этой точки зрения покупатель опциона имеет право отказаться от покупки или продажи, в то время как продавец обязан выполнить свои обязательства до срока их окончания.
Международная товарная биржа имеет исключительно важное значение для тех фирм и предпринимателей, бизнес которых связан с торговлей биржевым товаром.
Фондовые биржи
Фондовая биржа - это определенным образом организованный, постоянно действующий рынок, на котором заключаются сделки купли - продажи ценных бумаг.
Сейчас на рынке ценных бумаг находится в обращении большое количество ценных бумаг разного назначения и типа. С точки зрения биржевой торговли наиболее распространенными являются акции и облигации. Фондовая биржа обслуживает в основном вторичный рынок ценных бумаг, на котором обращаются ранее выпущенные бумаги. Продажа ценных бумаг после их эмиссии осуществляется на первичном рынке ценных бумаг.
Фондовая биржа выполняет следующие основные функции:
♦ служит местом, где непосредственно совершаются сделки купли - продажи ценных бумаг;
♦ устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг (курс акций и облигаций);
♦ служит механизмом перелива капитала между компаниями, отраслями, сферами деятельности;
♦ служит барометром деловой активности как в отдельных отраслях, странах, так и в мировой экономике, учитывая все возрастающую интеграцию мировых хозяйственных связей.
Всего в мире насчитывается более 150 бирж более чем в 60 странах. В Северной Америке есть 15 бирж, в Европе - более 100, в Центральной и Южной Америке - 20, остальные находятся в Азии, Африке и Австралии. Существует Международная федерация фондовых бирж (МФФБ) со штаб-квартирой в Париже, которая объединяет больше ДЕСЯТКА бирж стран с развитой рыночной экономикой. Целями МФФБ является обеспечение равных прав для всех акционеров и координация структур рынков ценных бумаг. Ежегодно проводятся совещания комитетов МФФБ, на которых рассматриваются такие вопросы, как регулирование торговли ценными бумагами со стороны государств, влияние экономической политики на фондовый рынок, развитие техники и технологии биржевой торговли и др. Крупнейшей фондовой биржей является Нью-Йоркская фондовая биржа (Hew York Stock Exchange-HYSE), которая вот уже в течение 50 лет не имеет равной себе среди бирж мира. Процедура регистрации, так называемый листинг, выдвигает определенные требования к компаниям, желающим попасть в котировальный список (лист), например по минимальному размеру выручки, безубыточностью работы за последние несколько лет, минимальным рабочим капиталом, доказательствами того, что акции были успешно размещены на первичном рынке и др. Далеко не все компании в состоянии преодолеть этот барьер регистрации акций на бирже.
Для оценки движения биржевых курсов на всех биржах рассчитывается индекс акции. Наиболее важным индексом акций среди фондовых бирж мира является индекс Доу-Джонса, который определяется Нью-Йоркской фондовой биржей. Возникновение этого индекса связано с именем бывшего шеф - редактора "Уолл-Стрит Джорнэл" X. Доу, который создал этот индекс в 1897 г. В 1928 г. этот индекс был модифицирован и с тех пор существует в неизменной форме. Собственно говоря, индекс Доу-Джонса состоит из трех различных индексов: индекса 30 акций промышленных компаний, индекса 20 акций транспортных и 15 акций коммунальных компаний. Наиболее важным из них является промышленный индекс. Значение индекса Доу-Джонса выходит далеко за пределы США. Поскольку Нью-Йоркская фондовая биржа является ведущей международной биржей, то колебания, вызванные кризисными явлениями на этой бирже, влияют и на другие биржи мира. Это неоднократно было доказано опытом развития мировой экономики.
Среди других индексов, отражающих изменение курса акций на ведущих фондовых биржах мира, отметим следующие: в Токио - NIK.KEI 225, в Лондоне - FTSE, во Франкфурте-на-Майне - DAX, в Париже - САС 40, в Милане - MIBTEL, в Амстердаме - ЕОХ, в Гонконге - HangSeng. В Соединенных Штатах Америки наряду с индексом Доу-Джонса применяются: индекс Амэкс (Ашех) - взвешенный по ценам (акции с более высокой индивидуальной цене имеют больше значения, чем с низкой ценой) средний курс 20 наиболее популярных акций промышленных компаний (17 из них входят в список Доу-Джонса); составной индекс "Стандард энд Пурс" (Standard and Poors). Последний состоит из 500 обыкновенных акций, большинство которых входит в котировки Нью-йоркской фондовой биржи, остальные представляют Американскую биржу или продаются вне биржи. Рыночная стоимость составляющих него индекса равна примерно 80 % стоимости всех акций, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Организация фондовых бирж во многом совпадает с организацией товарных бирж. Вместе с тем есть особенности. Например, членами Нью-Йоркской фондовой биржи могут быть только физические лица при условии, что они приобрели место на бирже. Поскольку число мест на бирже ограничено - 1366, то стоимость места зависит от спроса и предложения. Управление фондовой биржей осуществляется аналогично товарной бирже.
Операции, осуществляемые на фондовых биржах, также имеют много общего с операциями на товарных биржах, рассмотренных выше. Это хеджирование, различные спекулятивные операции, опционы с различными ценными бумагами.
Валютные биржи
Валютная биржа - постоянно действующий по заранее установленным правилам рынок, где осуществляются сделки с иностранной валютой.
Международные валютные биржи являются частью мировой валютной системы и одной из разновидностей валютного рынка наряду с межбанковским валютным рынком.
Валютные биржи функционируют в крупных мировых банковских и биржевых центрах. В Германии действуют пять валютных бирж: во Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Дюссельдорфе, Мюнхене и Берлине. На этих биржах ежедневно устанавливаемые курсы 14 валют. Эти курсы обязательны и лежат в основе расчетов банков с клиентами. Франкфуртская биржа среди пяти валютных бирж Германии играет ведущую роль. В Италии функционирует несколько валютных бирж: в Милане, Риме, Генуе, Венеции. На каждой из них курсы устанавливаются путем заключения соглашений между маклерами с участием представителей государства и действуют на этой бирже для расчетов с клиентами банков. Как расчетный курс может использоваться также курс, полученный как среднее арифметическое курсов, котирующихся на всех биржах.
В Голландии валютные биржи находятся в Амстердаме и в Роттердаме, причем котировки на обеих биржах одинаковые. Во Франции функционирует одна валютная биржа - в Париже.
В Соединенных Штатах Америки заключают фьючерсные контракты на иностранную валюту через Международную валютную биржу. Наряду с фьючерсным рынком валюты в США действует также межбанковский валютный рынок, где создается курс служит основой установления курсов продавца и покупателя для банковских клиентов.
В Великобритании валютная биржа отсутствует. Соглашения заключаются на межбанковском валютном рынке, на котором решающую роль играют 10 банков. На курсы валют, которые складываются между ними, ориентируются и другие банки.
Международные торги
Международные торги - одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико - экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.
Торги являются распространенным способом размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. Международные торги применяются также для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий.
Зачастую торги как метод закупок применяются развивающимися странами, где существует высокая степень вмешательства государства в сферу внешней торговли. Во многих промышленно развитых странах существует законодательство, которое позволяет организациям с участием государственного капитала размещать заказы па приобретение товаров, услуг или сооружение объектов только через торги. В рамках Всемирного торгового общества (ИТЛ) разработан специальный документ "Соглашение о правительственных закупках", что представляет собой согласованную сторонами - членами ГАТТ (ВТО) унифицированную процедуру проведения международных торгов при распределении государственных заказов. Основной идеей этого документа стало обеспечение иностранным участникам торгов таких же, как и для местных участников, условий.
Организаторами торгов часто выступают государственные учреждения, муниципалитеты и т.п., иногда - крупные частные фирмы.
Применение торгов как способа размещения заказов на импорт товаров и услуг позволяет покупателю осуществить закупки более эффективным в сравнении с традиционным способом, получив экономию средств, времени при соблюдении гарантии качества, выгодных условий поставки и других условий сделки. Это достигается благодаря тому, что организаторы торгов используют конкуренцию между фирмами, которые участвуют в торгах, и/или консорциумами - временными союзами фирм, которые являются независимыми в хозяйственных отношениях, и объединяются для участия в конкурсе. Форма торгов является лучшей еще и потому, что позволяет привлечь крупные и солидные в финансовом отношении фирмы. Дело в том, что для участия в торгах часто является необходимым внесение залога в сумме 1 - 3% (иногда больше) стоимости предполагаемой сделки (залог "серьезности предложения"). Если сумма контрактов, заключаемых по результатам торгов, является значительной, то для слабых финансово фирм участие является сложной. Это уменьшает риск невыполнения поставщиком или подрядчиком в будущем взятых на себя обязательств.
Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерный комитет, который осуществляет всю организационную работу по проведению торгов. В состав тендерного комитета входят представители организации - покупателя, а также технические и коммерческие эксперты.
Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организации, осуществляющей закупки или размещение заказов.
В зависимости от способа проведения различают торги открытые и закрытые.
♦ В открытых торгах могут принимать участие все желающие фирмы и организации. Информация о проведении открытых торгов публикуется в официальных органах печати - газетах, специализированных журналах, бюллетенях, а также рассылается в другие государства через торговые представительства или консульства (иногда торгово-промышленные палаты) для распространения среди деловых кругов. В объявлениях об открытых торгах сообщаются только основные сведения: название организации, проводящей торги; наименование, характер и количество закупаемого оборудования назначение и параметры сооружаемого объекта; порядок и сроки представления предложений, адрес (факс, телекс, телефон), по которому следует обращаться для получения более подробной информации.
♦ В закрытых торгах могут принимать участие только те фирмы и организации, которые получили приглашение на участие. При проведении закрытых торгов их организаторы сами определяют круг возможных участников, руководствуясь при этом выработанными ими самими критериями отбора участников. Проведения закрытых торгов требует от их организаторов предварительного изучения возможностей рынка и результатов деятельности на этом рынке фирм (организаций).
В этом случае тендерный комитет рассылает именные (персональные) приглашение наиболее известным, авторитетным и надежным поставщикам и подрядчикам.
В отдельных случаях, при проведении торгов в два этапа, открытые торги могут сочетаться с закрытыми. Такие виды торгов применяются тогда, когда организаторам трудно (а иногда просто невозможно) определить круг наиболее авторитетных фирм. В этом случае на первом этапе проводятся открытые торги с предварительной квалификацией участников. Желающие участвовать в торгах представляют организаторам материалы, сведения, подтверждающие их высокую компетентность и опыт выполнения подобных заказов, уровень продукции, что выпускается, отзывы заказчиков, то есть квалификационные материалы. На основе анализа квалификационных материалов тендерный комитет отбирает фирмы, что, по его мнению, могут участвовать во втором туре - закрытых торгах. Известны случаи, когда в передкваліфікаційних торгах принимало участие около 20 фирм и консорциумов, а в закрытых торгов приглашалось только 5 - 7 участников.
Подробные условия торгов (обычно они называются тендерными) выкупаются участниками торгов у тендерных комитетов за определенную плату (от десятков до нескольких сотен долларов). В некоторых случаях стоимость выкупа тендера может составлять несколько тысяч долларов. Это делается для того, чтобы отстранить ("отсечь") от участия в конкурсе маломощные фирмы. Выкуп условий торгов не накладывает на стороны никаких дополнительных обязательств.
Разработка условий торгов осуществляется их организаторами самостоятельно или с привлечением специализированных консалтинговых, инжиниринговых фирм. Комплект тендерной документации обычно включает:
♦ подробную характеристику закупаемого оборудования или сооружаемого объекта (мощность, производительность, количество и т.д.);
♦ основные коммерческие условия (сроки поставки, базис поставки, условия платежа, порядок установления цен, форма гарантии и др.), форму тендерного предложения; возможность и необходимость предоставления дополнительной технической и пояснительной документации, которая может прилагаться к предложению; условия арбитража; штрафы; гарантии;
♦ требования по техническому обслуживанию оборудования; возможность представления альтернативных предложений и другие условия, необходимые для участия в торгах.
Строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в комплекте тендерной документации, является необходимым условием успешного участия в торгах. Организаторы торгов имеют право не только отклонять, но и не рассматривать предложения, не соответствующие требованиям тендера.
На этапе подачи предложений для экспортера основной проблемой становится принятия решения о целесообразности участия в торгах. Основными факторами, влияющими на принятие решения, являются: размер заказа; соотношение объема поставок и услуг; срок выполнения заказа; собственные возможности экспортера по выполнению заказа; стоимость подготовки тендерных предложений; степень возможной конкуренции; ожидаемая прибыль; размер средств, выделяемых заказчикам для выполнения заказа: перспектива получения последующих заказов, связанных с предметом торгов. Последний фактор может оказаться решающим для экспортера, что часто идет на занижение цены предложения объявленного тендера в расчете на получение более выгодных заказов в дальнейшем.
Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позже этого времени все фирмы (оференти), участвующих в торгах, подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет. Предложения подаются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойные), чтобы избежать досрочного оттока сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем - номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов.
Следующий этап проведения торгов - сравнение поданных предложений, подведения итогов и определения победителя.
В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными. При проведении негласных торгов тендерные комитеты раскрывают пакеты на закрытом заседании. По законодательству некоторых стран проводятся только негласные торги (например, в Скандинавских странах).
Выбор победителя торгов может наступить сразу за раскрытием и объявлением предложений, поступивших, в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение по самым низким ценам при прочих равных условиях. Однако зачастую для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать представленные предложения и отобрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), что должно быть проанализирована. Обычно он составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Иногда в процессе изучения предложений возникает необходимость в получении от оферентов дополнительной информации, которая разъясняет и уточняет суть оферты. Нередко это право используется организаторами торгов как повод для дополнительного уторговывание будущих контрактов в свою пользу.
Оференти также могут использовать эту ситуацию для косвенного улучшения своих технических и коммерческих предложений, давая по просьбе тендерного комитета дополнительные разъяснения и уточнения.
При решении о победителе торгов очень часто принимаются во внимание отдельные положения нормативных актов (законов, указов, распоряжений) страны - места проведения торгов. Например, в США и Канаде правилами, регламентирующими порядок проведения торгов, устанавливается, что предпочтение отдается американским фирмам по сравнению с иностранными даже в том случае, когда их цены выше, но не более чем на 6%. В некоторых развивающихся странах (например, Индия, Иран, Пакистан, Шри-Ланка) в правилах проведения торгов указано, что организаторы торгов не обязаны принимать решения в пользу тех оферентов, которые предложат самые низкие цены. Очень часто решающими условиями при выборе поставщика могут оказаться размер кредита, его стоимость, продолжительность и условия погашения, а также другие факторы, например, положительный опыт сотрудничества с организаторами торгов. Бывают случаи, когда выбор победителя торгов определяется политическими, а не коммерческими соображениями.
Решение о выборе победителя торгов должно быть принято до срока, установленного условиями торгов. Оференти не могут отзывать свои предложения до этого срока.
Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства массовой информации. Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме.
Оферент, выигравший торги, согласно их условиям, как правило, вносит вторую гарантийный залог. Ее размер обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается. Организаторы торгов имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий в ходе исполнения контракта.
С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты подписываются по результатам торгов с государственными организациями, вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться также путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами.
Таким образом, анализ современного механизма функционирования международных торгов показывает ряд существенных отличий тендерных и двусторонних методов заключения контрактов. К ним молений отнести многоэтапность заключения договора посредством торгов, различия в предметах соглашения и контрагентам, присущих торгам элементах гласности, общности требований и предварительного отбора претендентов, состязательность между участниками торгов.
Растущая конкуренция на мировом рынке, изменение других условий объясняют такие особенности в современной практике проведения торгов:
♦ рост количества фирм - участников торгов;
♦ увеличение количества торгов на новые виды машин, оборудования, технологий, услуг;
♦ общее увеличение количества торгов на сооружение комплектных объектов;
♦ переориентацию приоритетов с ценовых факторов конкуренции на технико - экономические показатели и льготности условий финансирования;
♦ распространение торгов на инженерно-консультационные услуги, в том числе из эксплуатации объектов;
♦ рост количества консорциумов - участников торгов;
♦ распространение практики проведения торгов с разбивкой на части для выявления узкоспециализированных фирм - участников;
♦ развитие многостороннего сотрудничества по сооружению объектов;
♦ расширение участия в торгах местных фирм страны - заказчика;
♦ развитие методов количественного анализа международной тендерной деятельности (количественный учет экономических и политических рисков, создание автоматизированных методе)! расчетов и банков данных).
Всем участникам внешнеэкономических связей, получивших право самостоятельного выхода на внешний рынок, следует использовать этот метод для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Международные аукционы
Аукцион представляет собой специально организованный, периодически действующий рынок, на котором осуществляются сделки купли - продажи путем ценового состязания между покупателями.
В форме аукциона осуществляется торговля товарами, которые имеют индивидуальные особенности и свойства. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства: внешний вид, качество, вкус и т.д.
Основные товары, которые предлагаются и покупаются на международных аукционах: меховые товары (в сырце и переработанные), немытая шерсть, чай, табак, цветы, овощи, фрукты, тропические породы леса, лошади, рыба и др. Роль аукционов в международной торговле определенными товарами является большой. Например, через международные аукционы в США и Канаде реализуется свыше 70% продаваемой этими странами пушнины, в Дании - 90%, в Швеции и Норвегии - примерно 95%. В бывшем СССР - около 80% всех меховых товаров продавалось через Ленинградский аукцион Через международные аукционы реализуется около 70% чая, продаваемого на мировом рынке, 90-95% немытой шерсти, экспортируемой Австралией и Новой Зеландией.
Исторически сложилось так, что для каждого аукционного товара есть свои центры аукционной торговли. Из меха и мехового сырья главными центрами торговли являются: Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Лейпциг, Копенгаген, Осло, Стокгольм и некоторые другие. Всего в мире проводится более 150 международных пышно-меховых аукционах. Важнейшими центрами, где осуществляется торговля немытой шерстью, являются Лондон, Ливерпуль, Сидней, Мельбурн, Кейптаун, Веллингтон (Новая Зеландия). Для аукционной торговли чаем характерно приближение аукционов до мест производства этого товара. В Калькутте и Кочені продается около 70% экспортируемого Индией чая. В Коломбо Шри-Ланка продает также 70% чая, что вывозится. Африканские страны (Кения, Танзания, Уганда и др.) подавляющую часть экспортируемого чая реализуют через аукционы в Найроби и Малави. Мировую известность приобрел чайный аукцион в Сингапуре, в котором принимают участие фирмы из Японии, Австралии, КНР, США. Чай, сделанный в Индонезии, а также в Индии, Шри-Ланке, реализуется через аукционы в Лондоне, Гамбурге, Антверпене. Важнейшими центрами торговли табаком являются Нью-Йорк, Амстердам, Бремен, Лусака (Замбия); цветами - Амстердам, Алсмере; овощами и фруктами - Антверпен и Амстердам; лошадьми Довиль (Франция), Лондон, Успенское (под Москвой).
Организаторами товарных аукционов могут быть отдельные крупные торговые компании, союзы или ассоциации продавцов или специальные аукционные брокерские фирмы.
Специализированные крупные фирмы, которые выступают как организаторы аукциона, представляют собой торговые монополии, предлагают на аукционах приобретенный, как правило, за свой счет товар. Наряду с этим они берут для реализации на комиссионных началах продукцию, принадлежащую фирмам - производителям, ассоциациям или кооперативам фермеров. Примером такой компании является специализированная пышно-меховая английская фирма "Гудзон бей", превратившаяся фактически в международную монополию, имеющую свои филиалы в Нью-Йорке, Монреале, Лондоне. Другой крупной специализированной компанией по продаже пушнины является американская фирма "Нью-Йорк окш К°, инк", которая организует аукционы по продаже норки в Нью-Йорке. Кроме того, она имеет филиалы в Монреале и Миннесоті, где также проводятся аукционы норки.
Союзы (ассоциации) производителей, фермеров, которые выступают как организаторы аукционов, часто создают для этого аукционные фирмы. Это наиболее распространено при торговле пушниной в Скандинавских странах (Норвегии, Финляндии и Дании. Такие аукционы проводятся, например, в Копенгагене.
Специализированные аукционные брокерско-комиссионные фирмы играют ведущую роль в торговле чаем, шерстью, табаком, пышно-меховыми изделиями и другими товарами. Обычно они организуют аукционы и продают на них товары по поручению своих клиентов за комиссионное вознаграждение. Например, аукционная торговля немытой шерстью в Австралии и Новой Зеландии более чем на 90% осуществляется брокерскими фирмами. Соглашения па этих аукционах заключаются через брокеров продавца и брокеров покупателя. Все брокеры, осуществляющие аукционную торговлю шерстью в Австралии и Новой Зеландии, объединены в ассоциации брокеров продавца и брокеров покупателя.
Аукционная торговля чаем как в странах - производителях чая, так и в Лондоне, сосредоточена в основном в руках английских брокерских фирм или их филиалов и дочерних компаний. Иногда они сами скупают товар и выступают на аукционах собственниками товара, но чаще продают чай па комиссионных началах. Фермеры - производители чая к участию в аукционах не допускаются.
Организация и техника проведения международных аукционов имеют свои особенности, которые определяются характером товара. Вместе с тем в их организации есть много общего. Различают четыре стадии проведения аукционов: подготовка, осмотр товаров, аукционный торг, оформление и исполнение аукционной сделки.
В период подготовки аукциона, который иногда длится несколько месяцев, владелец товара доставляет его на склад организатора аукциона. В течение подготовительного периода проводится подготовка товара к реализации, составляются каталоги, осуществляется рекламная деятельность. Крупные партии товара разбиваются на так называемые лоты. В лот подбирается товар, одинаковый по качеству. Например, лот белки, как правило, состоит из 3 тыс. шкурок, норки - 150 - 350 шкурок, каракуля сырого - 300 - 700 шкурок, соболя - 5 - 50 шкурок. Размер лота зависит от ценности товара. Каждому лоту присваивается номер, под которым он заносится в каталог данного аукциона с указанием характеристик лота. Несколько лотов, имеют одинаковые качественные показатели, образуют так называемые стринги. Из каждого лота или стринга отбирается характерный образец и выставляется в специальном зале для осмотра.
Во время осмотра товара потенциальные покупатели имеют возможность ознакомиться с выставленными для продажи лотами и стрые нами как на основании образцов, так и, при желании, со всем товаром на складе аукциона. На аукционах пищевкусовых товаров для покупателей устраиваются дегустации. Осмотр осуществляется по каталогу аукциона, в котором указываются номера лотов и стринги, их характеристики, условия аукционной продажи, дата и место открытия аукциона, его продолжительность и другие правила проведения аукциона. Осмотр является важным этапом проведения аукционных торгов, потому что в случае приобретения товара претензии к его качеству (за исключением скрытых дефектов, которые невозможно обнаружить при осмотре товара) впоследствии не принимаются. Иногда покупатели во время осмотра могут приобрести образцы товара для дополнительной проверки их качества.
Главной стадией аукциона является торг, который проводит аукціонник вместе с ассистентами. Он начинается в заранее назначенный день и час в специально оборудованном помещении. Существуют способы повышения цены - гласный и негласный.
При гласном способе аукціонник объявляет номер лота, выставляемого на продажу, называет начальную цену и спрашивает: "Кто больше?" Покупатель, желающий приобрести лот по более высокой цене, называет новую цену, которая выше предыдущей па величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торгов. Аукціонник называет номер покупателя, под которым он зарегистрирован па аукционе, новую цену лота и снова задает вопрос: "Кто больше?" Если после тройного повторения вопроса не поступает новое предложение, аукціонник ударяет молотком, подтверждая продажу лота покупателю, что последним назвал самую высокую цену.
При негласном способе покупатели подают аукціоннику условный знак о согласии поднять цену. Надбавка к цене является стандартной и оговорена в правилах торгов. Аукціонник каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Администрация аукциона имеет право снять лот с аукциона, пока он не продан, без объяснения причин. Она также вправе снизить исходную цену, если пихто из покупателей не пожелает поднять стартовую цену. После продажи всех лотов непроданные лоты могут быть снова выставлены для продажи.
Темп аукционных торгов очень высок и требует от покупателей и аукциониста максимального внимания и быстрой реакции. В среднем для продажи одного лота требуется менее 30 сек.
В некоторых странах на аукционах используется способ снижения цены. Этот способ получил название "голландский аукцион (Dutch auction), поэтому широко применяется в этой стране. Суть его заключается в том, что сначала аукціонник назначает максимальную цену, которая высвечивается на циферблате, установленном в аукционном помещении. Если никто из покупателей не выражает желания приобрести лот по этой цене, то аукціонник начинает снижать цену. Покупателем товара становится тот, кто первым нажмет кнопку, что находится перед ним, которая останавливает изменение цены на циферблате. После этого на циферблате загорается номер, под которым данный покупатель зарегистрирован у организаторов аукциона. Он и считается покупателем данного лота. Такой способ проведения аукциона значительно ускоряет темп аукционного торга и дает возможность продавать до 600 лотов в час.
Пример такого аукциона - аукцион по продаже цветов в Алсмере (Нидерланды). С понедельника по пятницу сюда к 8 час. утра поступают крупные партии цветов, продажа которых ведется сразу в пяти больших залах. Цветы движутся по конвейеру через зал. Оптовые покупатели сидят за расположенными амфитеатром специально оборудованными столами. Перед каждым есть кнопка, связанная с большим циферблатом, который висит на противоположной стене, на котором стрелка движется от максимальной до минимальной цены. По мере движения транспорта, на котором установлены тележки с продаваемыми лотами цветов, движется и стрелка. Для принятия решения даются считанные секунды. Кто первым нажмет кнопку, тот и приобретет право на цветы. Покупка фиксируется и оформляется компьютером за 10 - 15 мин. - от нажатия кнопки до выдачи счета. По этому же конвейере цветы попадают в соседний зал, где их быстро упаковывают и немедленно доставляют в холодильниках по месту назначения - в аэропорт или магазин. Непроданные цветы идут в компост. Ежедневно в Алсмере за четыре часа работы продается 12 млн. срезанных и миллион вазонных цветов. Ежегодно здесь реализуется до 900 млн. роз, 250 миллионов тюльпанов и 220 млн. цветов в горшках и т.д., всего более 3 млрд. штук.
А в целом в Нидерландах на 12 специализированных аукционах - более 6 млрд. цветов. Примерно 80% из них идет на экспорт даже в такие страны, как Австралия, Япония, Сингапур. В целом доля Нидерландов в международной торговле цветами составляет более 60%, и они прочно занимают относительно этого первое место.
Оформление аукционной сделки осуществляется обычно сразу после окончания аукциона. Покупатель подписывает типовой контракт. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается покупателем. Платеж обычно осуществляется по частям: 30-35% вносятся сразу после подписания контракта, остальная сумма - после отгрузки товара при его получении. В случае неуплаты за товар в установленный срок организаторы аукциона считают соглашение нарушенной и могут распорядиться товаром по своему усмотрению, а убытки покрыть с полученного аванса. При неуплате аванса администрация аукциона также может рассматривать сделку как несостоявшуюся и распорядиться товаром по собственному усмотрению, требуя от покупателя возмещения убытков.
Таким образом, для успешного участия в аукционной торговли необходимо иметь как можно больше информации о товаре и правила организации аукционов. Аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, сосредотачивая большие массы товаров и привлекая многих покупателей.