Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок № 25

Тема: Склонение существительных второго склонения

 

Цель: объяснить особенности склонения существительных второго склонения, формировать умение спрягать такие существительные, выделять их падежные окончания, определять орфограми в падежных окончаниях давального и орудного падежей единственного числа и обосновывать их написание соответствующим орфографічним правилом; развивать логическое мышление, способствовать обогащению словарного запаса учащихся; воспитывать уважение к мастерам художественного слова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Работа у доски. Выполнение индивидуальных заданий (двумя-тремя учениками) по карточкам.

Карточка 1

Представленные существительные поставить в форме орудного падежа единственного числа. Определить отличие и группу каждого из существительных.

Малина, заря, облака, суша, река, мечта, орлица, каша, мамалыга, груша.

 

Карточка 2

Представленные существительные поставить в форме орудного падежа единственного числа. Определить отличие и группу каждого из существительных.

Мастерская, корона, львица, пуща, семья, ноша, снег, метелица, галоша.

 

Диктант с заданием. Приведенные в скобках существительные поставить в форме кличного падежа. Объяснить знаки препинания при обращениях.

В родной (язык)! Кто без тебя я... (Д. Павлычко.) (Поэзия! Спутница) моя! Ты - теплый, животворный луч солнца... (А. Крымский.) Ный, греми, казися, (буря)! (О. Козловский.)

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (разделение существительных второго склонения на группы, с. 73).

Распределительный диктант. Записать существительные в три колонки по группам.

Днепр, берег, плай, меч, озеро, берег, спокойствие, кувшинки, водоросли, чем, плач, плечо, сердце, отец, сын, плащ, куст.

Работа у доски. Просклонять существительные сын, край, товарищ, сверяя окончания по поданному в підрічнику на с. 72 таблицей.

 

IV. Выполнение упражнений на закрепление.

Объяснительный диктант. Подчеркнуть существительные второго склонения, определить падеж каждого, выделить окончания.

Языков чашку, облако смуглолицю месяц взял красным ухватом, подымает над очагом зарницы, что пала на востоке кумачем. (И. Хоменко.) Запах тимьян осенним запахом, облитый утренним дождем. (М. Драй-Хмара.) Лещ встретился с лещом и вгостив его лещом. (Есть. Гуцало.) Кто родился волком, тому не быть ни бараном, ни козлом. Лучше биться орлом, чем жить зайцем. На свинью хоть седло надень, а конем не будет. Не пугай щуке морем, а голого горем. Будь сильным духом, а не теплым кожухом. Его и в ступе пестом не попадешь. Мы к ним с сердцем, а они к нам с перцем. (Род. творческим.)

 

V. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (кличний падеж, с. 75).

 

VІ. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа у доски. Поставить существительные в форме кличного падежа. Указать согласные, которые чередуются.

Дуб, казак, брат, молодец, князь, парень, Довбуш, Явтух, сторож.

Диктант с заданием. Записать, ставя существительное, которым выражается обращение, в форме кличного падежа.

Ой (Днепр) мой, (Днепр), широкий и сильный! Много ты, (отец), в море носил казацкой крови; еще понесешь, (друг)! Или спишь, слышишь, (брат Луг)? О милый (Бог) Украины! Не дай пропасть на чужбине в неволе вольным казакам! (Месяц) мой ясный! С высокого неба спрячься за гору, потому что мира не надо... Мой (край) милый, неповинный, за что тебя Господь кара, наказывает тяжело... За кого же ты распялиявся, (Христос, Сын Божий)?

Из произведений Т. Шевченко.

 

VII. Подведение итогов урока.

 

VIII. Домашнее задание.

П. 15, упражнение 144.