Урок № 27
Тема. Основные пунктограми в
сложном предложении
Цель: совершенствовать пунктуаційну
грамотность учащихся, обобщить изученное о пунктограми в сложном предложении.
Тип урока: урок обобщения и
систематизации изученного.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. Сообщение
темы и цели урока.
II. Анализ
материала с целью обобщения изученного. Работа над выводом.
v Прочитать предложение, определить в каждом грамматические
основы.
Указать сложные предложения союзные
и бессоюзные, обосновать употребление разделительных знаков между их частями.
«Демократизм», что с нашим хамством
сросся, не выведет нас из дебрей леса. Мещанство наше, что врослося в душе,
последние человеческие порывы в нас глушит (Александр Олесь). Хоть поднимай его
домкратом, а хам не станет демократом (Л. Костенко): Наступит другой век и другие
люди: над нами правда царствовать будет (П. Кулеш). Убедиться пора: сделав
зло, не жди добра (Д. Белоус). Еще живые и сын, и мать, и крик рождений слышит
мир. Еще цветут мальвы возле дома, еще не завял калины цвет... (Т. Домашенко).
Пусть лютуют морозы - у нас в сердцах весенние цветы будут процветать (П. Кулеш).
Ласточки летают над водой, и
черемухи вьется белый дым (Есть. Гуцало). Ласточки летают низко - то уже дождь и
буря близко (М.Щербак). Ласточки летают, потому літається. А Анечка любит, потому
нора (Г. Рыльский). Большие тучи холодом нагусли, красные листья предоставляет в роще.
Много мог бы рассказать ветер, но у ветра голос пересох... (Л. Костенко). В
Днепре понижчала вода, вихрять ветры простоволосі (Г. Самойленко). На долинке
стало темнее: здесь поднимался на лапы туман... (М. Стельмах).
III. Выполнение упражнений на применение
обобщающих правил.
v Переписать, расставляя знаки препинания (подаем предложения
без их изъятия).
Указать сложные предложения союзные
и бессоюзные, обосновать употребление разделительных знаков между их частями.
Указать предложение с сполучниковим и бессоюзным связью.
Я гніваюсь, как вижу, что грешил,
спиняюсь там, где излишне спешил, над тем склоняюсь, чем не дорожил, и верю
там, где забывал о вере. И понимаю, как я долго жил, и понимаю, как я мало
знаю... (В. Подпалин). Если проснется наша память, в прошлое глянем сквозь
вики: застогнуть казнены на сваях, павшие в битвах казаки (Б. Дегтярев ).
Кто мы есть на самом деле: пасынки или дети, холуи, герои, казаки, хохлы? Хочу быть
нервом, который соединит виты с потерянным корнями на своей земле (Т. Володай). Между
людьми, как между островами: веет солнце, когда спят ветры (Г. Самойленко). Еще
немало надо пережить - на земле пути не только уровни (Л. Матусяк). Необходимо выйти из магического круга, чтобы наша душа не
дрожала: как будет у народа школа, то будет и народ, и государство (Д. Чередниченко).
Мы родились для подвигов - ясная наша дорога: в иго нет возврата - лишь смерть
или победа! (М. Самойленко).
IV. Подведение
итогов урока.
V. Домашнее
задачи.
Повторить § 13, упражнение 258.
v Учебные диктанты.
Георгий Нарбут - выдающийся деятель
украинской культуры, график европейского масштаба. Сразу после российской
революции 1917 года он, уже известный художник, бросил столицу империи и прибыл
в Киев, чтобы принять активное участие в возрождении отечественного искусства.
Именно этот шаг, что принес ему бессмертие, не был одобрен советским
идеологами.
Как известно, Нарбут разработал рисунки
первых украинских денег (гривен), что пришли на смену имперским после 1917
года. Еще и через это имя художника было надолго вычеркнуто из официозной истории
культуры.
Нарбут был одним из инициаторов
создание Украинской академии искусств в Киеве, о которой мечтал еще Тарас
Шевченко. Его единомышленниками в этом деле были художники: Александр Мурашко,
братья Василий и Федор Кричевские, Николай Бурачек, Михаил Жук.
...Когда тихого майского дня 1920
года родные, друзья и единомышленники провожали Георгия Нарбута в последний путь, кто-то
в небольшой толпе тихо и искренне сказал: «Мы и не знали, кого хороним...» В этом
наивном удивлении (а оно наблюдается и поныне) отразилось отношение
украинской общественности к выдающихся людей и их дела. Только когда
отходят они, видим, что сделано заслуживает признания и восхищения. (173
слова) (3 календаря)
Словарь.
Графика - вид изобразительного
искусства, основным изобразительным средством которого является однотонный рисунок, выполненный
преимущественно на бумаге карандашом, пером, кистью:, углем, или печатные художественные
изображения, відтиснені на бумаге формой (гравюра). Официозный - такой, что
формально не связанный с правительством, но на самом деле осуществляет его политику.
На поприще украинской фольклористики
трудно найти человека, который работал бы так плодотворно, как Владимир Гнатюк. Он был
теоретиком и исследователем, публицистом, редактором и издателем.
Родившись в крестьянской семье на
Тернопольщине, Владимир с детства проникся любовью к фольклору: он почувствовал
неповторимость и значимость каждой народной песни, сказки, пословицы... Имея
всего восемнадцать лет, юноша заключил первую сборку, которая включила более
пятисот жемчужин устного творчества. Много это или мало? Если учесть возраст автора,
очень много!
И вот Владимир Гнатюк - студент
Львовского университета. Судьба свела его с титаном труда Иваном Франком - именно
под его влиянием студент-философ становится профессиональным фольклористом. Франко и
Гнатюк укладывают программу, где они подают советы, как собирать, записывать,
задокументировать этнографические и фольклорные материалы. По сути, это была
настольная книга каждого, кто сохранение нетленных сокровищ народного творчества
выбирал цель жизни. (130 слов) (3 календаря)