УРОК 23
Тема. Изготовление модели ракеты
Цель: познакомить учащихся с историей ракетной техники, составными частями ракеты и их названиями; обогащать трудовой опыт учащихся; развивать навыки конструирования; учить использовать в своей работе различные материалы и инструменты, с графическим изображением деталей изготавливать части модели; воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: бумага, карандаши, линейка, циркуль, ножницы, клей, кисточка, кроссворд, словарные слова, рисунки с изображением космических аппаратов и портретами их создателей.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Упорядочение рабочего места.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Дети, сегодня на уроке мы будем изготавливать модель летательного аппарата. Его название вы узнаете, если відгадаєте кроссворд. Все слова кроссворда написаны горизонтально, а название модели мы прочитаем по вертикали.
(Можно использовать иллюстрации из сказок.)
1) На этом летательном аппарате к нам прилетают инопланетные гости. (Тарелка)
2) В синем небе пролетаю,
Скорость я имею большую,
Два крыла, хотя не птица,
Називаюсь я... (самолет).
3) Это не лайнер, не ракета,
Старинная странная штучка.
Сел, летишь вокруг планеты
Чудесам и сказкам навстречу. (Ковер-самолет)
4) Заворчу, зажурчу и на небо улечу. (Вертолет)
5) Что такое Месяц? (Спутник)
6) На каком сказочном аппарате летала Баба Яга? (Ступа)
- Записать новые слова в клетки кроссворда по горизонтали, затем по вертикали можно прочитать слово ракета.
Розтина лазурь, гостроголова,
Вплоть до зрение готова дотянуть;
Космонавтики она основа,
«Экипаж снаряжен - лети!»
Здесь, в стихе, и ответ готов,
А тебе остается найти.
- Да, сегодня на уроке мы будем изготавливать модель ракеты.
2. Объяснение учителя. Словарная работа.
Корпус - остов, основа чего-либо.
Иллюминатор - окно, которое герметично закрывается.
Стабилизатор - прибор для придания устойчивости.
Сопло - насадка на конце трубки для регулирования струи жидкости и газа.
3. Вступительная беседа.
(К беседе подготовить портрет Ю. Гагарина, К. Циолковского, Г. Королева, а также изображения видов космических кораблей.)
- Человек издавна хотела окунуться в небо, к звездам. Первым это сделал Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года. То, что он увидел, потрясло его. Он рассказывал так: «Оказавшись в космосе, я увидел планеты, звезды, яркий диск Солнца на угольно-черном небе и выпуклую сторону Земли, которая была покрыта облаками. Земной круг было рядом со мной, возвращалось на глазах, как самый настоящий глобус.»
Первый искусственный космический аппарат был выведен на орбиту Земли в 1957 году. Давайте попробуем представить, как выглядит такой аппарат.
III. Демонстрация и анализ образца
1. Анализ модели.
- Ракета имеет цилиндрическую форму, состоит из носовой части конической формы, корпуса, стабилизаторов (3-4 детали в форме треугольника).
Ракету можно оформить цветной бумагой (иллюминаторы изготовить из бумаги разного цвета).
2. Физкультминутка.
Вращаются медленно
Карусели в дивнім кругу.
А потом как разошлись,
Быстро, быстро понеслись.
Тихо, тихо, не спешите,
Карусель остановите.
3. Инструктаж учителя.
• Корпус ракеты изготовьте из плотной бумаги. Деталь сверните в трубочку и склейте (20 мм). С одной стороны корпуса сделайте надрезы в глубину до 10 мм, чтобы удобно было приклеить носовую часть.
• Носовую часть изготовьте из цветной бумаги из полукруга и склейте с корпусом ракеты. Намажьте клей по периметру из надрезанного стороны, склейте их между собой.
Носовая часть
Стабилизаторы
• Стабилизаторы изготовьте из бумаги квадратной формы, сложив заготовки по диагонали, срежьте с одной стороны кончик треугольника. На глубину среза отогните края детали и приклейте их к корпусу ракеты.
IV. Практическая работа учащихся
1. Инструктаж по технике безопасности (во время работы с предметами, режут и колют (циркуль)).
2. Заготовка деталей корпуса, носовой части, стабилизаторов.
3. Подготовка деталей к сборке.
4. Сбор и оформление работы.
V. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
2. Оценивания.
VІ. Итог урока
- Кого из ученых-конструкторов вы знаете?
- Кто основал космическое столетия?
- О которых покорителей космоса вы можете рассказать?
- Назовите основные части ракеты.
- Какое значение имеет космонавтика в нашей жизни?