МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 25
Тема. Горные породы, их значение для человека. Практическая работа. Ознакомление с коллекцией горных пород родного края
Цель: учить учеников распознавать 2-3 вида горных пород своей местности, рассказывать о использование человеком горных пород; развивать наблюдательность, речь; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру через умение ставить познавательные вопросы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли, узнаем, что такое горные породы и ознакомимся с коллекцией горных пород нашего края. Какие это породы? Откуда появились? Зачем они нужны? Эти вопросы и будут составлять содержание вашей исследовательской работы на уроке.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
- Горные породы - это тела и вещества, из которых состоит неживая природа.
Горные породы залегают под землей на разных глубинах, закрыты от нашего взгляда, их нужно вытащить («покопать», как говорили в старину) из-под земли. Нефть находится глубоко под землей, а песок и глина - близко к поверхности Земли.
На дне морей и океанов откладывается известковый ил, из которого образуется мел.
Учитель демонстрирует образец и обращает внимание детей на отпечатки на камне раковин морских животных.
- Много горных пород представляют большую ценность ... их применяют как топливо, как строительный материал. Железо, алюминий, медь, олово, цинк и другие металлы, имеющие большое народнохозяйственное значение, также добывают из различных горных пород.
2. Практическая работа. Ознакомление с коллекцией горных пород родного края
- У меня на столе - «черный ящик», якобы в игре «Что? Где? Когда?». В нем скрыты некоторые предметы, которые легко угадать.
• Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ничего не научишься. (Мел)
• Черный как ворон, а греет как Солнце. (Уголь)
• Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)
• Он желтенький и сыпучий,
Во дворе лежит в куче.
Если хочешь - можешь брать
И крепость строить.
Только воду должен иметь. (Песок)
• Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
►► Рассматривание образцов (раздаточный материал), определение «відгадок»
- Как можно назвать эти объекты? (Горные породы)
- В нашем крае есть такие горные породы, как глина, мел, соль, глина, песок.
- Глина - это материал, который широко используют в строительстве.
- Для чего используют глину?
- Из нее можно лепить, строить. Наши предки, чтобы укрепить глину, обжигали ее. Таким образом появился предшественник современного кирпича.
Кирпич - строительный материал. Цемент производят из горной породы известняк (с примесью других пород).
- Для чего используют песок?
- Из смеси цемента, песка и гравия получают бетон.
- Где используют эти материалы? (В строительстве)
- Из особых сортов глины создают фаянсовая и фарфоровая посуда.
Гранит - очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него сооружают фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий, станций метро.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
►► Игра «Найди горную породу»
- На доске записаны слова - названия различных веществ и тел. Выберите из них те, что означают горные породы.
• Каменная соль
• Глина
• Стекло
• Бетон
• Каменный уголь
• Пластмасса
• Известняк
• Кирпич
• Песок
• Гранит
(Горные породы: гранит, песок, каменная соль, глина, каменный уголь, известняк.)
V. Итог урока
- Что такое горные породы?
- Как вы считаете: если на территории нет гор, то это означает, что нет и горных пород?
- Назовите 2-3 вида горных пород своей местности.
- Какие из горных пород используют в строительстве?