Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 25

Тема. Горные породы, их значение для человека. Практическая работа. Ознакомление с коллекцией горных пород родного края

 

Цель: учить учеников распознавать 2-3 вида горных пород своей местности, рассказывать о использование человеком горных пород; развивать наблюдательность, речь; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру через умение ставить познавательные вопросы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли, узнаем, что такое горные породы и ознакомимся с коллекцией горных пород нашего края. Какие это породы? Откуда появились? Зачем они нужны? Эти вопросы и будут составлять содержание вашей исследовательской работы на уроке.

 

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

- Горные породы - это тела и вещества, из которых состоит неживая природа.

Горные породы залегают под землей на разных глубинах, закрыты от нашего взгляда, их нужно вытащить («покопать», как говорили в старину) из-под земли. Нефть находится глубоко под землей, а песок и глина - близко к поверхности Земли.

На дне морей и океанов откладывается известковый ил, из которого образуется мел.

Учитель демонстрирует образец и обращает внимание детей на отпечатки на камне раковин морских животных.

- Много горных пород представляют большую ценность ... их применяют как топливо, как строительный материал. Железо, алюминий, медь, олово, цинк и другие металлы, имеющие большое народнохозяйственное значение, также добывают из различных горных пород.

2. Практическая работа. Ознакомление с коллекцией горных пород родного края

- У меня на столе - «черный ящик», якобы в игре «Что? Где? Когда?». В нем скрыты некоторые предметы, которые легко угадать.

• Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ничего не научишься. (Мел)

• Черный как ворон, а греет как Солнце. (Уголь)

• Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)

• Он желтенький и сыпучий,

Во дворе лежит в куче.

Если хочешь - можешь брать

И крепость строить.

Только воду должен иметь. (Песок)

• Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

►► Рассматривание образцов (раздаточный материал), определение «відгадок»

- Как можно назвать эти объекты? (Горные породы)

- В нашем крае есть такие горные породы, как глина, мел, соль, глина, песок.

- Глина - это материал, который широко используют в строительстве.

- Для чего используют глину?

- Из нее можно лепить, строить. Наши предки, чтобы укрепить глину, обжигали ее. Таким образом появился предшественник современного кирпича.

Кирпич - строительный материал. Цемент производят из горной породы известняк (с примесью других пород).

- Для чего используют песок?

- Из смеси цемента, песка и гравия получают бетон.

- Где используют эти материалы? (В строительстве)

- Из особых сортов глины создают фаянсовая и фарфоровая посуда.

Гранит - очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него сооружают фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий, станций метро.

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

►► Игра «Найди горную породу»

- На доске записаны слова - названия различных веществ и тел. Выберите из них те, что означают горные породы.

• Каменная соль

• Глина

• Стекло

• Бетон

• Каменный уголь

• Пластмасса

• Известняк

• Кирпич

• Песок

• Гранит

(Горные породы: гранит, песок, каменная соль, глина, каменный уголь, известняк.)

 

V. Итог урока

- Что такое горные породы?

- Как вы считаете: если на территории нет гор, то это означает, что нет и горных пород?

- Назовите 2-3 вида горных пород своей местности.

- Какие из горных пород используют в строительстве?