Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 26

Тема. Растения, их строение. Практическая работа. Изучение строения растений

 

Цель: познакомить детей со строением растений; выяснить значимость каждой части растения; воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Работа над загадками

На доске - рисунки-отгадки.

• В платье зеленом стою целый год:

Солнышко светит, падает снег.

Иголок много в ґадзівстві держу,

Только не шью и не вышиваю. (Елка)

 

• Отец тысячу сыновей имеет,

Каждому шапочку производит. (Дуб)

- По каким признакам вы узнали, что это дуб?

- Какие у него плоды?

- Кто питается его плодами?

• И красивая и пахучая

Цветок этот, к сожалению, колючая. (Роза)

 

• Намистиночки малые

Стебель тянут к земле. (Ландыш)

 

• Я держу в ладони Намистиночки красные.

Ягодка эта кисловатая,

На кусте их так много! (Смородина)

 

• Письмо разный с оксамита,

Соком ягодка налитая.

А для больного ребенка

Лучшее лекарство - чай с... (малины).

 

• На кустах растет низенько

Эта кисленькая ягодка.

Рвешь, так не подряпай ручки,

Потому что на тех кустах колючки. (Крыжовник)

- Назовите все эти предметы одним словом. (Растения)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях, в частности о их строении.

 

III. Изучение нового материала

1. Беседа о растениях

- Растения - это живая или неживая природа?

- Докажите, что это живая природа. (Они дышат, растут, размножаются, питаются, умирают.)

- Что нужно растению для жизни? (Свет, тепло, вода, почва, ветер)

- Что дает свет и тепло? (Солнце)

- Солнце - это живая или неживая природа?

- Зачем растению свет и тепло?

- Откуда растения берут воду? (Из почвы)

- Итак, растения связаны с грунтовой влагой.

- Для чего растениям нужен ветер?

- Вода и ветер - это живая или неживая природа?

Вывод. Живая природа связана с неживой.

2. Практическая работа. Изучение строения растений

1) Работа с рисунками яблони, черной смородины, помидора.

- Рассмотрите рисунок яблони.

- Какие части яблони изображено? (Яблоко, листья, цветы, корень, ствол)

- Какие кусты изображены? (Черная смородина)

- Назовите части этого растения. (Ягоды, листья, цветы, корни, стебли)

- Назовите части помидора. (Помидор, листья, цветы, стебель, корень)

- Как назвать одним словом яблоко, ягоды смородины, помидор? (Это плоды)

- Где образуются плоды? (Плоды образуются на месте цветков.)

Учитель разрезает яблоко, помидор, ягоду смородины.

- Что содержится внутри каждого плода? (Внутри всегда есть семена.)

- Что есть общего у всех растений? (У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена.)

Вывод. Все растения имеют одинаковое строение:

• корень;

• ствол;

• письмо;

• цветок;

• плод.

2) Работа в парах.

На каждую парту к урокам раскладывают разрезанную на части растение. Это могут быть общеизвестные невысокие травянистые растения.

- Рассмотрите отдельные части растения. Назовите их друг другу.

- Покажите корень, стебель, листья, цветок. (Дети берут в руки каждую часть растения и показывают учителю.)

- Сложите их в такой последовательности, чтобы образовалась целая растение.

3) Рассказ о значении каждой части растения.

- Зачем растению корни?

 

РАССКАЗ ДЕДУШКИ КОРНЯ

Я сегодня пришел к вам, чтобы вы, дети, услышали рассказ дедушки-корня. В почве содержится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав - от 1 года до 20.

Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся между частицами грунта в поисках воды и минеральных солей.

Своим корнем я закрепляю растение в почве, крепко удерживаю ее. Чем больше растение, тем больше корень.

Корнем я достаю из разных уголков почвы воду для растения с растворенными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.

- Составим цепочку, что демонстрирует взаимосвязь всех частей растения.

• Для чего нужен стебель? (Держит листья и цветок.)

• Для чего нужно листья? (Ловит солнечные лучи, листьями растение дышит.)

• Для чего нужен цветок? (В ней образуются семена и плоды.)

- Как вы считаете, сможет ли растение жить без какой-нибудь части?

Вывод. Все части растения важны и взаимосвязаны. Это единый организм.

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1 Игра «Третий лишний»

- Что «лишнее»?

 

image29

(Ветка ели)

 

2. Работа по рисункам

- Какие растения здесь нарисованы? (Помидор, морковь)

- Нарисуйте части растений, которых не хватает.

- Какие части растений вы дорисовывали?

- Назовите нарисованные части помидора. Сколько их?

- Расскажите, что вы знаете про эти растения.

3. Работа над загадками

Цветет сине, лист зеленый,

Цветник украшает,

Хоть мороз все побил -

Его не занимает. (Барвинок)

 

• Стоит, колыхаются,

Председателем превозносится,

А тронешь - кусается. (Чертополох)

• Зубов, а кусает. (Крапива)

• Летом в шубе, зимой - в шапке. (Дерево)

• На дереве я родился в кожухе, кожух разорвался, и я на землю упал. (Каштан)

• Ноги на поле, середина на дворе, голова на столе. (Корень, стебель, семена)

• Длинный зеленый, добрый соленый,

Добрый и сырой, кто он такой? (Огурец)

 

• И пекут меня, и варят меня,

И едят, и хвалят, потому что я добрая. (Картофель)

 

Сидит баба на грядках,

Вся закутанная в платках. (Капуста)

• Девка в кладовке, а коса на улице. (Морковь)

• Сидит Марушка в семи полушубках,

Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

• Что это за голова, только зубы и борода? (Председатель чеснока)

• Без рук, без ног, а вылезет на плот. (Тыква)

• Били меня, били, на кусочки порвали,

В воде мочили, по траве валяли.

Одну половину с кашей поели,

Вторую половину - на плечи надели. (Конопля)

 

• Заглядывает в окошко

Выращенное из зернышек солнышко. (Подсолнух)

 

• Роста при дороге, всем помогаю.

Лечу тех, кто опеки имеет. (Подорожник)

 

• Сам красный, сахаристий,

Кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)

 

• Красная, сладкая, душистая,

Растет низко, к земле близко. (Клубника.)

• Меня любит каждая похлебка, называюсь... (петрушка).

• Есть растение у нас такая, что от нее конь скака. (Овес)

- Листья каких растений человек использует в пищу?

 

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что общего в строении растений?

- Где образуются плоды?

- Для чего растению корень, стебель, листья?