МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 26
Тема. Растения, их строение. Практическая работа. Изучение строения растений
Цель: познакомить детей со строением растений; выяснить значимость каждой части растения; воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Работа над загадками
На доске - рисунки-отгадки.
• В платье зеленом стою целый год:
Солнышко светит, падает снег.
Иголок много в ґадзівстві держу,
Только не шью и не вышиваю. (Елка)
• Отец тысячу сыновей имеет,
Каждому шапочку производит. (Дуб)
- По каким признакам вы узнали, что это дуб?
- Какие у него плоды?
- Кто питается его плодами?
• И красивая и пахучая
Цветок этот, к сожалению, колючая. (Роза)
• Намистиночки малые
Стебель тянут к земле. (Ландыш)
• Я держу в ладони Намистиночки красные.
Ягодка эта кисловатая,
На кусте их так много! (Смородина)
• Письмо разный с оксамита,
Соком ягодка налитая.
А для больного ребенка
Лучшее лекарство - чай с... (малины).
• На кустах растет низенько
Эта кисленькая ягодка.
Рвешь, так не подряпай ручки,
Потому что на тех кустах колючки. (Крыжовник)
- Назовите все эти предметы одним словом. (Растения)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях, в частности о их строении.
III. Изучение нового материала
1. Беседа о растениях
- Растения - это живая или неживая природа?
- Докажите, что это живая природа. (Они дышат, растут, размножаются, питаются, умирают.)
- Что нужно растению для жизни? (Свет, тепло, вода, почва, ветер)
- Что дает свет и тепло? (Солнце)
- Солнце - это живая или неживая природа?
- Зачем растению свет и тепло?
- Откуда растения берут воду? (Из почвы)
- Итак, растения связаны с грунтовой влагой.
- Для чего растениям нужен ветер?
- Вода и ветер - это живая или неживая природа?
Вывод. Живая природа связана с неживой.
2. Практическая работа. Изучение строения растений
1) Работа с рисунками яблони, черной смородины, помидора.
- Рассмотрите рисунок яблони.
- Какие части яблони изображено? (Яблоко, листья, цветы, корень, ствол)
- Какие кусты изображены? (Черная смородина)
- Назовите части этого растения. (Ягоды, листья, цветы, корни, стебли)
- Назовите части помидора. (Помидор, листья, цветы, стебель, корень)
- Как назвать одним словом яблоко, ягоды смородины, помидор? (Это плоды)
- Где образуются плоды? (Плоды образуются на месте цветков.)
Учитель разрезает яблоко, помидор, ягоду смородины.
- Что содержится внутри каждого плода? (Внутри всегда есть семена.)
- Что есть общего у всех растений? (У всех растений есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена.)
Вывод. Все растения имеют одинаковое строение:
• корень;
• ствол;
• письмо;
• цветок;
• плод.
2) Работа в парах.
На каждую парту к урокам раскладывают разрезанную на части растение. Это могут быть общеизвестные невысокие травянистые растения.
- Рассмотрите отдельные части растения. Назовите их друг другу.
- Покажите корень, стебель, листья, цветок. (Дети берут в руки каждую часть растения и показывают учителю.)
- Сложите их в такой последовательности, чтобы образовалась целая растение.
3) Рассказ о значении каждой части растения.
- Зачем растению корни?
РАССКАЗ ДЕДУШКИ КОРНЯ
Я сегодня пришел к вам, чтобы вы, дети, услышали рассказ дедушки-корня. В почве содержится большое количество корней. Корни деревьев живут долго - от 50 до 500 лет, кустарников - от 10 до 20 лет, а трав - от 1 года до 20.
Корни растут в течение всей жизни растения. Они движутся между частицами грунта в поисках воды и минеральных солей.
Своим корнем я закрепляю растение в почве, крепко удерживаю ее. Чем больше растение, тем больше корень.
Корнем я достаю из разных уголков почвы воду для растения с растворенными в ней минеральными солями, которые отправляю по стволу к веткам и листьям.
- Составим цепочку, что демонстрирует взаимосвязь всех частей растения.
• Для чего нужен стебель? (Держит листья и цветок.)
• Для чего нужно листья? (Ловит солнечные лучи, листьями растение дышит.)
• Для чего нужен цветок? (В ней образуются семена и плоды.)
- Как вы считаете, сможет ли растение жить без какой-нибудь части?
Вывод. Все части растения важны и взаимосвязаны. Это единый организм.
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1 Игра «Третий лишний»
- Что «лишнее»?
(Ветка ели)
2. Работа по рисункам
- Какие растения здесь нарисованы? (Помидор, морковь)
- Нарисуйте части растений, которых не хватает.
- Какие части растений вы дорисовывали?
- Назовите нарисованные части помидора. Сколько их?
- Расскажите, что вы знаете про эти растения.
3. Работа над загадками
Цветет сине, лист зеленый,
Цветник украшает,
Хоть мороз все побил -
Его не занимает. (Барвинок)
• Стоит, колыхаются,
Председателем превозносится,
А тронешь - кусается. (Чертополох)
• Зубов, а кусает. (Крапива)
• Летом в шубе, зимой - в шапке. (Дерево)
• На дереве я родился в кожухе, кожух разорвался, и я на землю упал. (Каштан)
• Ноги на поле, середина на дворе, голова на столе. (Корень, стебель, семена)
• Длинный зеленый, добрый соленый,
Добрый и сырой, кто он такой? (Огурец)
• И пекут меня, и варят меня,
И едят, и хвалят, потому что я добрая. (Картофель)
• Сидит баба на грядках,
Вся закутанная в платках. (Капуста)
• Девка в кладовке, а коса на улице. (Морковь)
• Сидит Марушка в семи полушубках,
Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
• Что это за голова, только зубы и борода? (Председатель чеснока)
• Без рук, без ног, а вылезет на плот. (Тыква)
• Били меня, били, на кусочки порвали,
В воде мочили, по траве валяли.
Одну половину с кашей поели,
Вторую половину - на плечи надели. (Конопля)
• Заглядывает в окошко
Выращенное из зернышек солнышко. (Подсолнух)
• Роста при дороге, всем помогаю.
Лечу тех, кто опеки имеет. (Подорожник)
• Сам красный, сахаристий,
Кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)
• Красная, сладкая, душистая,
Растет низко, к земле близко. (Клубника.)
• Меня любит каждая похлебка, называюсь... (петрушка).
• Есть растение у нас такая, что от нее конь скака. (Овес)
- Листья каких растений человек использует в пищу?
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что общего в строении растений?
- Где образуются плоды?
- Для чего растению корень, стебель, листья?