МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 24
Тема. Грунт. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека
Цель: дать учащимся представление о грунт, состав почвы; применяя методы исследовательской деятельности, продемонстрировать свойства почвы; рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека; ознакомить с преобразовательной деятельностью людей (как люди заботятся о земле); развивать обще-учебные умения учащихся; воспитывать уважение к земле.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какой сегодня день?
- Какое число и месяц?
- Какое состояние неба?
- Был ветер, когда вы шли в школу?
- А осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер, горстка семян - на большую кучу огурцов, редиса, помидоров. Сказка это или нет? Не сказка. Удивительная кладовая существует на самом деле. Вы уже, наверное, догадались, как она называется? (Грунт)
- Как вы понимаете, что такое почва?
- Сегодня на уроке вы узнаете о составе почвы. Мы проведем опыты, продемонстрируют свойства почвы, а я вам расскажу о значении почвы для жизни растений, животных, человека.
III. Изучение нового материала
1. Работа над загадкой
Зимой белая, весной черное,
Летом зеленый, а осенью стрижены. (Поле)
- Испокон веков поклонялась человек земли, а точнее - почвы. Землю называют матушкой-кормилицей, ей народ посвятил много легенд и былин, ее воспевал в поэмах и песнях. Грунт является основным богатством человека. Земля кормит человека, одевает, дает приют.
Почву можно назвать кожей Земли. Это тончайшая живая пленка. На почве располагаются сотни миллионов гектаров лесов, огромные массивы трав, степей и сельскохозяйственных культур. Это - то, без чего невозможна жизнь животного и человека.
(Учитель предлагает детям высказаться о том, как именно почва кормит, одевает, дает дом и приют.)
На доске чертят схему:
грунт -► растения -► животные -► человек.
Вывод. Грунт - богатство человека, его жизнь.
2. Демонстрация опытов. Анализ состава почвы
- Что нужно, чтобы вырос хороший урожай? Что такое почва? Что в почве содержится для жизни растений?
- В земле есть питательные вещества, вода, воздух, то есть все, что нужно для роста растений.
►► Опыт
- Бросьте комочек почвы в воду. Из нее выходят пузырьки.
Вывод. В почве есть воздух.
- Грунт возник в результате взаимодействия живой и неживой природы, поэтому в нем есть все: разрушенные горные породы, воздух, вода, корни растений и, конечно, животные. Почва - это верхний рыхлый слой земли, что имеет плодородие. Именно плодородие обусловливает рост и развитие растений и отличает почву от горных пород.
- Как вы думаете, растения лучше растут в твердом или в рыхлом грунте? Почему?
- Что нужно делать, чтобы грунт был рыхлым?
►► Практическая работа
- Посейте семена в почву, полейте его. Наблюдайте, когда оно прорастет и пустит корень.
Вывод. Грунт так же важен для роста растений, как и вода. Он содержит воду, необходимую для растений, и поставляет питательные вещества. Корни дышат воздухом, который содержится в почве.
3. Рассказ учителя о разнообразии почв
- Почти вся земная поверхность покрыта слоем почвы. Грунт неравномерно распределен по суше. В некоторых местах его нет. Толщина грунта - от нескольких сантиметров до 1,5-2 м.
Верхний слой земли, на котором растут растения, темнее том, что опавшая листва, отмершие растения и животные перегнивают под действием воды, воздуха, солнечных лучей и жизнедеятельности живых организмов. Образуется перегной (гумус). Он придает верхнему слою темного цвета. Цвет почвы зависит от количества в ней перегноя, песка и глины. (Демонстрация иллюстрации почв.)
- Темный почва - это чернозем. Черный цвет придают почвы мертвые остатки организмов - растений и животных, называют гумусом, или перегноем.
Вывод. Чем грунт плодородных, тем он темнее.
- Гумус обеспечивает питательными веществами многих обитателей почвы: бактерий, грибов, дождевых червей.
Более плодородная почва образуется под травянистой растительностью, а менее плодородный - под хвойными и лиственными деревьями.
Плодородие - главный признак почвы. Вы часто слышите от бабушки или дедушки: «Эта земля плодородная». Почва - это плодородная земля.
4. Грунт - жилье
- Грунт населенный огромным количеством микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы и др.). Кроме них, в почве живут черви, клещи, жуки, муравьи, кроты, суслики, хомяки, сурки и др. Мелкие животные - жуки, черви, кроты, мыши - разрыхляют почву, в результате чего он освобождается от углекислого газа и обогащается кислородом.
Значительная часть всех животных приходится на долю дождевых червей. На рыхлой огородной или садовой земли часто можно увидеть отверстия, якобы кто-то ткнул карандашом или прутиком. Земля вокруг отверстий вздыбленная небольшим валиком, следовательно, их «кто-то» сделал изнутри. Это норки дождевого червя, который обитает в почве. Особенно много таких отверстий появляется после обильного дождя. Вода вытесняет воздух из почвы, кислорода на глубине не хватает, поэтому черви выползают на поверхность. Дышит червь всей поверхностью тела, но для этого кожа должна быть все время влажной. Тело червя заостренное спереди и сзади, это облегчает его передвижение в почве как вперед, так и назад, но передний конец утолщен. Прокладывая ход в земле, червь работает им как клином, раздвигая частицы почвы в стороны. Тело обычного дождевого червя длиной от 3 до 15 см, но есть и великаны длиной до 40 см. Дождевой червь не только прорывает, но и проедает себе дорогу: заглатывает крошечные частицы почвы, пропускает их через кишечник и выбрасывает из своего тела назад. Таким образом, он удобряет почву веществами, которые легко усваиваются растениями. Подземные труженики основательно рыхлят и перемешивают слои почвы, способствуют ее лучшей вентиляции, увеличению толщины плодородного слоя. Вот почему сейчас дождевых червей начали выращивать в специальных питомниках и вносить в почву для повышения урожайности.
Особо следует отметить роль грибов в жизни лесного грунта. То, что лежит у нас в корзине, - только их плодовые тела, появившиеся на поверхности, чтобы рассеять свои споры для размножения. Главное жизнь грибов происходит в земле - там тонкие нити грибницы выполняют огромную работу. Они перерабатывают лесную подстилку, состоящую из листьев, веток, шишек и других растительных остатков.
Следовательно, для образования плодородного слоя почвы нужны ноябрь, микроскопические организмы, животные почвы. Вместе они образуют особое органическое вещество - перегной.
Процесс создания почв очень медленный и сложный. Так, чтобы создать слой почвы толщиной 2-3 см, необходимо от 200 до 1000 лет. То есть почва создается на протяжении тысячелетий, а может разрушиться очень быстро.
Вывод. Почва является домом для некоторых животных. В почве живут дождевые черви, личинки насекомых, мыши, кроты, хомяки, суслики.
5. Ознакомление с преобразовательной деятельностью людей
- Как вы считаете, что произойдет с человеком, если почва исчезнет?
- Всегда ли человек положительно влияет на почву?
Необдуманные действия людей приводят к тому, что во многих местах земного шара почва разрушается. Этот процесс называется эрозией. Разрушение грунта происходит по многим причинам, но основные - это ветровая и водная эрозии.
Поле за 1 сутки может лишиться почвы толщиной 5 см. Это повлечет ветер. Для восстановления слоя почвы в 1 см нужно 250300 лет. Сравните эти цифры.
Что влияет на почву положительно и отрицательно?
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Работа над пословицами
• Кто о земле заботится, поэтому она возвращает.
• Поле труд любит.
• Землю грех обижать, потому что она наша мать.
• На черной земле белый хлеб родит.
- Что следует делать, чтобы был хороший урожай?
2. Тестирование
1) Дерево может расти:
на асфальте;
в саду;
на огороде;
в реке;
в лесу;
в поле.
2) В почве обитают:
птицы;
кроты;
мыши;
черви;
суслики;
бабочки.
V. Итог урока
- Что такое почва?
- Как вы считаете, какое значение имеет почва в жизни природы?
- Для каких животных почва является домом?
- Какое значение почвы в жизни человека?
- Что требуется от человека для сохранения почвы?
- Какие загадки и пословицы запомнили?