Урок 25. Температура воздуха. Атмосферное давление, движение воздуха, ветер
Цель: формировать у учащихся представление о температуру, атмосферное давление, движение воздуха, умение наблюдать за изменениями температуры и атмосферного давления в течение определенного промежутка времени; научить пользоваться приборами для измерения температуры и атмосферного давления, направления ветра.
Оборудование: термометры (для комнаты, улицы, воды), барометр, стакан, бумага, воздушный шарик, скотч, картон, соломка, кубики льда, телурій (или фонарик и мяч), флюгер.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
♦ Что называют атмосферой?
♦ Каков состав атмосферы?
♦ Какие свойства имеет атмосферный воздух?
♦ Благодаря чему воздух на Земле нагревается?
♦ Почему температура воздуха не является постоянной?
♦ Что представляет собой телурий? За изучение какой темы мы с вами им пользовались?
♦ Какие последствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца?
III. Мотивация учебной деятельности
В природе каждый день мы имеем возможность наблюдать много интересных явлений. Почему изменяется температура воздуха? Почему дует ветер? Почему вчера ветер был сильный, а сегодня почти стих? Почему идет дождь? Возможно ли заранее прогнозировать изменения природных явлений? Как эти явления связаны с тепловыми, которые мы уже изучили?
IV. Изучение нового материала
1. Понятие «температура» (составление «ассоциативного куста»)
2. Приборы, которые измеряют степень нагрева тел, их характеристика.
Прибор, с помощью которого измеряют температуру среды, имеет название «термометр». По своим применением термометры бывают разные: бытовые (комнатные, для воздуха, воды, медицинские), метеорологические (более точные, для изыскательских работ).
3. Практическая работа по измерению температуры различных тел.
4. Факторы, от которых зависит температура воздуха.
Учитель демонстрирует ученикам за помощью телурія (или фонарика и мяча), что солнечные лучи нагревают земную поверхность неравномерно. Одни участки земной поверхности получают большее количество солнечного тепла и света (экватор), а другие - меньшую (полюса). Воздух нагревается от участков поверхности, которые получили определенное количество солнечных лучей. Различные поверхности в природе нагреваются по-разному. Так, вода в океане накапливает солнечное тепло медленнее, чем участки суши.
Также температура воздуха меняется в течение суток (каким образом?). Температура изменяются с высотой над уровнем моря. С каждым километром вверх температура понижается на 5-6 °С, поэтому на вершинах высоких гор образуются ледники.
Таким образом, температура зависит от: географического положения; времени суток; сезона года; высоты местности, подстилающей поверхности.
Демонстрации взаимосвязи между характером поверхности и степенью ее нагрева: листы белой и черной бумаги кладут на подоконник и ждут, пока они нагреются солнечными лучами. Какой лист теплее? Почему?
Вывод. В природе участки суши нагреваются по-разному в зависимости от характера поверхности и географического положения этого участка.
5. Понятие «атмосферное давление»
К середине XVII в. люди считали, что воздух невидим и не имеет веса. Но все же воздух вокруг нас имеет определенный вес, хотя мы этого и не чувствуем. В общем вес атмосферы Земли составляет примерно 5 млрд. тонн.
Демонстрации действия атмосферного давления. Учитель берет стакан, наполняет его водой, накрывает листом бумаги, переворачивает. Что наблюдаем? Почему вода не вытекает из стакана? Что давит на бумагу?
Вывод. На бумагу давит воздух, или, как еще говорят, атмосферное давление.
Атмосферное давление измеряется с помощью специального прибора - барометра.
6. Движение воздуха. Ветер
Воздушная оболочка Земли не застыла, находится в постоянном движении. Как вы думаете почему? Вспомним демонстрацию свойств воздуха (с нагревом колб). Так и в природе: при нагревании воздух становится легче и поднимается вверх. Давление воздуха на Землю в этом месте, наоборот, становится меньше.
Работа в тетради. Составьте логическую цепочку:
Демонстрация и рассказ учителя
Направление, силу и скорость ветра измеряют с помощью специального прибора - флюгера.
Стрелка флюгера с острым концом (флюгарка) вращается вокруг стержня и указывает направление ветра. Восемь стержней снизу стрелки показывают основные и промежуточные стороны горизонта.
Примечание. Название ветра зависит от стороны горизонта, откуда этот ветер дует (если ветер дует с востока, то ветер восточный). Металлическая пластина на флюгере показывает силу ветра. Чем он сильнее, тем больше отклоняется пластина. Шкала под пластиной показывает значение силы ветра в баллах.
V. Закрепление новых знаний
♦ Что называют температурой?
♦ От чего зависит температура воздуха?
♦ Как измеряют температуру воздуха?
♦ Что называют атмосферным давлением? Каким прибором он измеряется?
♦ На какой высоте атмосферное давление будет выше - 3000 м или 5000 м?
♦ Что называют ветром? Какова причина его образования?
VI. Домашнее задание
1. Провести наблюдения за изменениями атмосферного давления в течение недели, описать, какой была погода во время снижения давления и какой - на момент повышения атмосферного давления.
2. Проработать текст учебника.
3. Опережающее задание: подобрать народные приметы о погоде.