Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 25

Тема. Числовые и буквенные выражения. Формулы

 

Цель: сформировать представление учащихся о формулах как ключ к решению целого класса задач; продолжать формирование умений учащихся находить значения буквенных выражений, а также читать и составлять буквенные выражения по условию задачи.

Тип урока: усвоение навыков и умений.

Оборудование: таблица-схема «Формулы. Выражения».

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

Математический диктант

1. Запишите в виде числового выражения, сколько стоит покупка, если купили 15 ложек по 2 грн. за штуку и 5 вилок по 3 грн. за штуку [ 12 ложек по 3 грн. за штуку и 7 вилок по 2 грн. за штуку]. Какова стоимость покупки?

2. Запишите выражение:

а) произведение чисел 3 и 7 [5 9];

б) доля чисел 30 и 5 [50 и 10];

в) сумма чисел 60 и произведение чисел 3 и 7 [сумма числа 50 и произведение чисел 5 и 9].

3. Запишите выражение и найдите его значение при указанных числах:

а) разность х и 15; х = 21 [13 и в; в = 7];

б) сумма 2 и в; в = 19 [х и 3; х = 28];

в) b - b, b - любое [а - 0, а - любое].

 

II. Актуализация опорных знаний

Частично имеет место во время выполнения математического диктанта. Но после выполнения и проверки задач (можно заранее проанализировать правильные ответы за доской или проверить знания учащихся, выполнявших математический диктант за доской) следует еще раз повторить основные моменты, рассмотренные на предыдущем уроке:

· определение числового выражения; т значение числового выражения;

· буквенный выражение;

· как найти значение буквенного выражения;

· как прочитать выражение, используя названия арифметических действий.

 

III. Формирование новых знаний

Решить задачи по рисункам (рис. 23).

 

 

 

 

Рис. 23

 

При этом на доске и в тетрадях учащихся последовательно появляются записи:

 

А. Р = 2(3 + 5);

Р = 2(3 + а);

Р = 2(а + b)

Б. S* = 4 · 3;

S* = v · 3;

S = vt

В. Р = 3 + 3 + 3 + 3;

Р = 4 · 3.

Р = 4а

 

@ После этого большинство учащихся поняли, что задачи каждой группы были похожи и отличались только значением величин, то есть записи, содержащиеся в последнем столбце, является общим правилом, по которым можно решать задачи данного вида. Далее вводится понятие формулы (вывешивается таблица-схема).

Таблица-схема «Формулы. Выражения».

(В тетрадях ученики делают запись. Формулы S = v · t; P = 2(a + b); Р = 4а.)

Отмечается, что практически для решения всех задач можно составить формулу; для этого надо только обозначить все величины, названные в задаче буквами и записать план решения задачи в виде равенства, в левой части которой - искомая величина, а в правой - буквенный выражение.

Далее рассматриваются примеры 1-3 из учебника.

Следовательно, чтобы решить задачу, можно составить равенство, обозначив искомую величину буквой и приравняв ее к составленному буквенного выражения.

 

IV. Закрепления знаний. Формирование умений. Решение упражнений

№№ 263, 269 - работа с готовыми формулами (оформление решения - смотри примеры 2 и 9, с. 68 учебника).

№№ 271, 273 - составление формул и выполнения вычислений с ними.

№ 252, 253 - задачи на повторение изученного ранее материала.

 

V. Домашнее задание

п. 9, № 1-3, № 264; 270; 272; 277.