Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 24

Тема. Числовые и буквенные выражения. Формулы

 

Цель: сформировать представление учащихся о понятии «числовые выражения» и «буквенные выражения»; учить распознавать числовые и буквенные выражения, читать их; выработать умение находить значения выражений при различных значений переменной.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислите:

1) 12 + 16;

2) 39 - 24;

3) 18 · 2;

4) 39 : 3;

5) 75 + (25 + 13);

6) 75 - (25 + 13);

7) (36 + 19) - 16;

8) (36 + 19) - 19;

9) (47 + 18) - (17 + 8).

2. Решите задачу.

1) Поезд шел двое суток. За первые сутки он прошел 980 км, а за вторую на 50 км больше. Сколько километров проехал поезд за двое суток?

2) Поезд шел две суток. За первые сутки он прошел 980 км, а за вторую на 65 км больше. Сколько километров проехал поезд за двое суток?

3. Поставьте вместо звездочек такие знаки действий, чтобы выполнялся порядок действий, указанный римскими цифрами:

1) ;

2) ;

3) .

4. Поставьте вместо ? пропущенные слова и числа

 

20 + 5

сумма

25

20 - 5

?

?

20 · 5

?

?

20 : 5

?

?

 

II. Формирование новых знаний

1. Понятие числового выражения

@ Рассмотрев решение задач в п. 2 (1,2), устных упражнений, учитель подчеркивает, что для решения этих задач можно было составить одну запись (для каждой):

1) 980 + (980 + 50);

2) 980 + (980 + 65).

Каждый из таких записей (состоит из чисел, знаков действий и скобок) называется числовым выражением.

Примеры числовых выражений см. в № 1 в устных упражнений.

Если в числовом выражении выполнить все действия (в том порядке, который известен учащимся из начальной школы), то полученное число называется значением числового выражения.

Пример. Значением выражения 980 + (980 + 50) есть число 2010 км; значением выражения 980 + (980 + 65) есть число 2025.

2. Чтение числовых выражений

@ Уже с пятого класса надо приучать учеников читать выражения, используя названия действий. Поэтому после введения понятия числового и буквенного выражения, учитель повторяет, что выражения, содержащие знаки арифметических действий, можно читать, используя названия этих действий.

Пример

Сумма 7 и а : 7 + а;

разница 7 и а : 7 - а;

произведение 7 и суммы 3 и а : 7 · (3 + а);

доля от деления суммы 7 и 3 на а : (7 + 3) : а.

3. Понятие буквенного выражения

После введения понятие числового выражения и его значения ученикам предложено задачу 3.

Поезд шел 3 суток. За первые сутки он прошел 980 км, а за вторую - на т километров больше. Сколько километров проехал поезд за 2 суток?

Вопрос к классу

- Чем похожа условие задачи 3) на задачи 1) и 2) (развязаны перед этим в устных упражнениях)?

- Чем отличается условие задачи 3) от предыдущих?

- Что общего будут иметь выражения для решения 3) и 1), 2)? А чем будут отличаться эти записи?

(Одинаковые действия, пары для выполнения действий и форма: 980 + (980 + т), но вместо 50 и 65 имеем т.)

Отмечаем, что если заменить т на числа 50 и 65, будем иметь решения задач 1), 2), если иные числа - то решения похожих задач.

То есть имеем выражение 980 + (980 + m), который содержит букву - буквенный выражение.

Пример 1. Буквенные выражения (a + b) + 11, 2 · (3 + а), 5у, mn и др.

Надо подчеркнуть, что значение буквенного выражения можно найти, только, если вместо всех букв в этом выражении подставить числа (то есть получить числовое выражение).

Пример 2. (Записать на доске)

Найти значение выражения: 374 + х, если х = 268.

Решения. Если х = 268, то 374 + х = 374 + 268 = 642.

Итак:

· числовыми выражениями называется ...;

· значение числового выражения называется...;

· буквенным выражением называется ...

 

III. Закрепление знаний, усвоение умений

Устные упражнения

1. Прочитайте выражения: 13 + а; 13 + 7; 13 - а; 35 · а; 23 : а; 23 - 23; 93 - 39; ab.

2. Какие из приведенных выражений числовые? Которые значение имеют эти выражения?

3. Назовите слагаемые в сумме:

1) (18 - 7) + 14;

2) (х - 75) + 16;

3) (а - 13) + (b - 86).

4. Назовите уменьшающееся и вычитаемое в разности:

1) (а + 56) - 32;

2) (m + 99) - (38 + 5);

3) (86 - 53) - (k - 7).

Упражнения для письменного выполнения

@ № 256. Обратите внимание на роль скобок в выражении.

@ № 257 (2,3). Пример 2 (записан на доске пример оформления записей в тетрадях учащихся.

@ № 265. Задания на закрепление правила чтения буквенных выражений и отработка навыков нахождения их значений.

@ № 267. Повторяются свойства сложение и вычитание натуральных чисел (для упрощения буквенных выражений) и отрабатываются вычислительные навыки. Начиная с этих номеров, надо приучать учеников, прежде чем находить значение выражения с переменной при данном ее значении, выражение обязательно надо упростить (если это возможно).

Дополнительно

Найдите пропущенный выражение и слово:

 

(357 + а) - 157

200 + а

357 - (a + 157)

?

сумма длин звеньев ломаной

?

 

IV. Домашнее задание

п. 9, № 255 (устно); 258; 266; 268.