|
II. Формирование новых знаний 1. Понятие числового выражения @ Рассмотрев решение задач в п. 2 (1,2), устных упражнений, учитель подчеркивает, что для решения этих задач можно было составить одну запись (для каждой): 1) 980 + (980 + 50); 2) 980 + (980 + 65). Каждый из таких записей (состоит из чисел, знаков действий и скобок) называется числовым выражением. Примеры числовых выражений см. в № 1 в устных упражнений. Если в числовом выражении выполнить все действия (в том порядке, который известен учащимся из начальной школы), то полученное число называется значением числового выражения. Пример. Значением выражения 980 + (980 + 50) есть число 2010 км; значением выражения 980 + (980 + 65) есть число 2025. 2. Чтение числовых выражений @ Уже с пятого класса надо приучать учеников читать выражения, используя названия действий. Поэтому после введения понятия числового и буквенного выражения, учитель повторяет, что выражения, содержащие знаки арифметических действий, можно читать, используя названия этих действий. Пример Сумма 7 и а : 7 + а; разница 7 и а : 7 - а; произведение 7 и суммы 3 и а : 7 · (3 + а); доля от деления суммы 7 и 3 на а : (7 + 3) : а. 3. Понятие буквенного выражения После введения понятие числового выражения и его значения ученикам предложено задачу 3. Поезд шел 3 суток. За первые сутки он прошел 980 км, а за вторую - на т километров больше. Сколько километров проехал поезд за 2 суток? Вопрос к классу - Чем похожа условие задачи 3) на задачи 1) и 2) (развязаны перед этим в устных упражнениях)? - Чем отличается условие задачи 3) от предыдущих? - Что общего будут иметь выражения для решения 3) и 1), 2)? А чем будут отличаться эти записи? (Одинаковые действия, пары для выполнения действий и форма: 980 + (980 + т), но вместо 50 и 65 имеем т.) Отмечаем, что если заменить т на числа 50 и 65, будем иметь решения задач 1), 2), если иные числа - то решения похожих задач. То есть имеем выражение 980 + (980 + m), который содержит букву - буквенный выражение. Пример 1. Буквенные выражения (a + b) + 11, 2 · (3 + а), 5у, mn и др. Надо подчеркнуть, что значение буквенного выражения можно найти, только, если вместо всех букв в этом выражении подставить числа (то есть получить числовое выражение). Пример 2. (Записать на доске) Найти значение выражения: 374 + х, если х = 268. Решения. Если х = 268, то 374 + х = 374 + 268 = 642. Итак: · числовыми выражениями называется ...; · значение числового выражения называется...; · буквенным выражением называется ...
III. Закрепление знаний, усвоение умений Устные упражнения 1. Прочитайте выражения: 13 + а; 13 + 7; 13 - а; 35 · а; 23 : а; 23 - 23; 93 - 39; ab. 2. Какие из приведенных выражений числовые? Которые значение имеют эти выражения? 3. Назовите слагаемые в сумме: 1) (18 - 7) + 14; 2) (х - 75) + 16; 3) (а - 13) + (b - 86). 4. Назовите уменьшающееся и вычитаемое в разности: 1) (а + 56) - 32; 2) (m + 99) - (38 + 5); 3) (86 - 53) - (k - 7). Упражнения для письменного выполнения @ № 256. Обратите внимание на роль скобок в выражении. @ № 257 (2,3). Пример 2 (записан на доске пример оформления записей в тетрадях учащихся. @ № 265. Задания на закрепление правила чтения буквенных выражений и отработка навыков нахождения их значений. @ № 267. Повторяются свойства сложение и вычитание натуральных чисел (для упрощения буквенных выражений) и отрабатываются вычислительные навыки. Начиная с этих номеров, надо приучать учеников, прежде чем находить значение выражения с переменной при данном ее значении, выражение обязательно надо упростить (если это возможно). Дополнительно Найдите пропущенный выражение и слово:
IV. Домашнее задание п. 9, № 255 (устно); 258; 266; 268.
|
|