УРОК 26
Тема. Числовые и
буквенные выражения. Формулы. Свойства сложения и вычитания
Цель: закрепить
знания учащихся об основных понятиях темы (числовые и буквенные выражения, формулы,
значение числового выражения); продолжать отрабатывать навыки составления и
нахождение значений буквенных выражений при указанных значениях переменных,
повторить тему «Сложение и вычитание»; подготовить учащихся к тематической
контрольной работы № 2.
Тип урока:
систематизация знаний.
Оборудование:
таблицы-схемы «Свойства сложения натуральных чисел», «Свойства
вычитание натуральных чисел», «Формулы, выражения».
Ход урока
I. Проверка
домашнего задания; актуализация опорных знаний
Устные упражнения
1. Найдите сумму, разность, произведение и частное
чисел 20 и 5.
2. Сумму чисел 13 и 17 увеличьте в 5 раз.
3. Разность чисел 72 и 46 увеличьте на 14.
4. Чему равно значение выражения 3х - 8, если:
1) х = 9; 2) х = 0?
5. Вычислите значение у по формуле: у = х · х
+ 13, если: 1) х = 1; 2) x = 10.
6. Две улитки ползут со скоростью 5 м/мин. и
3 м/мин. С какой скоростью они удаляются друг от друга, если:
1) ползут в одном
направлении;
2) ползут
навстречу друг другу?
7. Среди выражений найдите пары равных и
объясните, почему они равны:
1) а + (b + с); 2) а - (b
+ с); 3) (а + /span>b) - c; 4) (а - с) + b;
5) (а
+ с) + b; 6) (а
- b) - с.
II. Отработка навыков
Решение упражнений
На уроке учащиеся
решают упражнения на вычисление значений числовых выражений (дополнительная задача №
1), на составление буквенных выражений и нахождение их значений при заданных
значениях переменной (№ 259, 261, 275, дополнительная задача № 2) и задачи на повторение
предыдущего материала (сложение и вычитание натуральных чисел) (дополнительные
задача № 3,4,5).
@ Следует отметить, что для большей
эффективности решения задач следует требовать от учащихся осознание всех своих Действий,
то есть называть те свойства и определения, которые были изучены в этом разделе
(сложения, вычитания, свойства сложения и вычитания, формулы, числовые и
буквенные выражения).
Для большей
наглядности можно обращаться к таблицам, которые учитель вывешивает в начале урока.
Дополнительно
1.
Сравните
значения выражений:
1) (36 + 30) : 11 и
(34 - 22) : 2;
2) 79 - 34 + 156 :
2 : 6 (216 + 197) : 7.
2.
Проверьте,
правильная неравенство:
1896 - (635 + 458)
2400 - (1729 - 123).
3. В зале для зрителей т рядов, а в каждом
ряда на 5 мест больше, чем количество рядов. Сколько мест в зале для зрителей?
Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение, если m = 15; 20.
4. Найдите значение выражения, выбирая удобный
порядок вычислений:
1) (524 + 397) - 224;
2) 877 - (377 +
216);
3) (325 + 419) +
675;
4) 631 + 308 + 1369
+ 692.
5. Упростите выражение:
1) (63 + х) + 29;
2) а + 614 + 235;
3) (22 + а) - 7; 4)
69 - (т + 12).
6. На первой остановке из автобуса вышло 11
пассажиров, а вошло 6. На второй остановке вышло 8, а вошло 15 пассажиров.
Сколько пассажиров было
в автобусе до первой остановки, если после второй остановки их стало 30?
III. Подведение итогов
Учитель еще раз
кратко останавливается на основных понятиях раздела (называет и раскрывает их содержание,
опираясь на таблицы).
IV. Домашнее задание
В зависимости от того,
работает учитель с полным комплектом литературы (учебник + рабочая тетрадь),
или нет, домашнее задание может быть или варианта Б, или варианта А.
А. Повторить § 2 п.
7-9; №№ 251; 274; 306.
Составить и
решить по 2 примеры на применение свойств сложения и вычитания
натуральных чисел (числовые выражения и выражения с переменными).
Б. Тематическая
контрольная работа № 2 в рабочих тетрадях.