Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Планы-конспекты уроков для 10 классов

Урок 25

Тема. Перпендикулярность прямых в пространстве

 

Цель урока: формирование понятия о перпендикулярные прямые. Изучение теорем о прямых, которые пересекаются и параллельны двум перпендикулярным прямым.

Оборудование: стереометрический набор.

Ход урока

И. Анализ выполнения тематического оценивания

 

II. Проверка домашнего задания

В конце урока собираются ученические тетради для проверки их ведения и выполнения домашнего задания.

 

III. Восприятие и осознание нового материала

Определение перпендикулярных прямых в пространстве

Наряду с отношением параллельности в геометрии важное значение имеет отношение перпендикулярности. В планиметрии мы говорили о перпендикулярность прямых. Перпендикулярными прямыми на плоскости называются прямые, которые пересекаются под прямым углом.

В стереометрии рассматривают три случая перпендикулярности: перпендикулярность прямых, перпендикулярность прямой и плоскости, перпендикулярность плоскостей. На следующих уроках мы займемся последовательным изучением этих трех отношений. Начнем с случае перпендикулярности прямых в пространстве.

Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом.

Решение задач

1. Назовите в окружении модели прямых, которые перпендикулярны между собой.

2. Дано изображение куба АBСDA1B1C1D1. Укажите ребра куба, перпендикулярные к прямой АА1.

3. Задача № 3 (1, 4) из учебника (с. 34).

Теорема о прямых, которые пересекаются и параллельны двум перпендикулярным прямым

Вопрос к классу: что можно утверждать о взаимном расположении прямых а1 и b1, которые пересекаются и а1 || а, b1 || b, а b? Ученики выдвигают гипотезу, что a1 b1. Для иллюстрации этого утверждения используется каркасная модель куба или прямоугольного параллелепипеда.

Далее формулируем теорему:

Если две прямые, которые пересекаются, параллельны соответственно двум перпендикулярным прямым, то они тоже перпендикулярны.

Доказательство этой теоремы проводит учитель. Подаем запись доказательства теоремы, который рекомендуется сделать на доске и в тетрадях учащихся.

 

Дано: ab, аα, bα; а1||а, b1||b, а1α1, b1α1, а1 и b, пересекаются (рис. 131).

Доказать: а1 b1

Доведение

 

Номер п/п

Утверждение

Аргумент

1

а и b лежат в α , a1 и b1 лежат в α1

Сз

2

а || а1

Теорема 2.4

3

Пусть точка С - точка пересечения а и b, точка С1 - точка пересечения а1 и b1

Определение

4

AA1 || СС1, ВВ1 || CC1

Теорема 2.1

5

A1A2 || BB1

Теорема 2.2

6

CAA1C1 и CBB1C1 - параллелограммы, следовательно, AC = А1С1, BC = B1C1

AC||A1C1;AA1 || CC1, СВ || С1В1, ВВ1 || СС1

7

АВB1А1 - параллелограмм, следовательно, АВ = А1B1

АВ||А1B1, AA1 || ВВ1

8

ΔАВС =ΔА1В1С1, значит, A1C1B1= ACB = 90°, тогда а1 b1

Третий признак равенства треугольников

                          

Решение задач

1. SABC - тетраэдр; ABC = 90°; точки К, L, М - середины ребер SB, SA, SC соответственно (рис. 132). Найти MKL.

 

2. Дано изображение куба ABCDA1B1C1D1 (рис. 133). Точки М, N, Р, К - точки пересечения диагоналей граней АВВ1А1, CDD1C1, А1B1C1D1 и ABCD соответственно. Доказать, что MNРК.

 

3. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Через точку М, принадлежащую ребру АА1 в грани AA1DD1, проведите прямую MN так, чтобы MOD1 = 90°, где точка О - точка пересечения прямых MN и AD1.

Решение

Проведем в квадрате A1ADD1 диагонали AD1 и A1D (AD1A1D) (рис. 134). Через точку М ребра АА1 в грани АDD1А1 проведем прямую MN || А1D. По теореме 3.1 MNAD1, поскольку A1OD1 = 90°.


4. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Через точку О грани А1АDD1 проведите прямые ОМ и ON так, чтобы ОМ || ВС , ON || СС1. Докажите, что MON = 90° .

5. Через точку О пересечения диагоналей куба ABCDA1B1C1D1 проведите плоскость α, параллельную основе А1B1С1D1 куба. Докажите, что MON = 90°, где точки М, N - точки пересечения ребер СС1 и BВ1 с плоскостью α.

 

IV. Домашнее задание

§3, п. 14; контрольные вопросы № 1, 2; задача № 3 (2; 3) (с. 34).

 

V. Подведение итога урока

Вопрос к классу

1) Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?

2) определяют плоскость две перпендикулярные прямые? Почему?

3) Сформулируйте теорему о прямых, которые пересекаются и соответственно параллельные перпендикулярным прямым.

4) Стороны двух треугольников соответственно параллельны. Или параллельные соответствующие высоты этих треугольников?

5) Ребро куба равно а. Найдите длину диагонали грани куба. (Ответ. а)

6) Длина диагонали грани куба равна а. Найдите ребро куба. (Ответ. )