УРОК № 25
Тема. Квадратное неравенство. Решение квадратных неравенств
Цель урока: закрепить знания учащихся о содержании определения квадратных неравенств и схему их решения; усовершенствовать умения учащихся решать квадратные неравенства и неравенства, сводящиеся к квадратным путем равносильных преобразований, а также выработать умение использовать эти умения при решении систем квадратных неравенств и для решения задач исследовательского характера.
Тип урока: закрепление знаний, закрепления и совершенствования умений.
Наглядность и оборудование: опорный конспект № 17.
Ход урока
I. Организационный этап
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Для проверки степени усвоения учащимися знаний и первичных умений выделять квадратные неравенства среди других неравенств с одной переменной и применять схему решения квадратных неравенств можно провести тестовую работу [7, тест 11], которую по окончании следует обязательно проверить. В случае необходимости провести работу с проверки домашнего задания по образцу с последующей корекціє.
III. Формулировка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Толчком к учебной деятельности учащихся на уроке могут быть результаты выполнения теста и предложенных учителем заданий (см. ниже), решение которых потребует от учащихся составления и решения квадратных неравенств и их систем.
Задача 1
Найдите область определения функции:
1) у =
;
2) у =
.
Задание 2
Найдите все значения параметра а, при которых уравнение х2 - (а + 1)х + а2 = 0 имеет два различных действительных корня.
Во время обсуждения плана решения предложенных задач ученики должны прийти к выводу о том, что решения многих исследовательских задач требует умения записывать и решать соответствующие квадратные неравенства и их системы. Таким образом формулируется цель урока: закрепить знания и усовершенствовать умения решать квадратные неравенства.
IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Устные упражнения
1. Решите уравнение:
1) x2 - 2х + 1 = 0;
2) х2 - 2х = 0;
3) 3х - 2 = 0;
4) х2 - 5x + 4 = 0;
5) 3 - x - 2х2 = 0;
6) х2 - 2х + 5 = 0.
2. Найдите пересечение и объединение числовых промежутков, изображенных на рисунке:
3. Найдите решение системы:
1)
2)
3)
4) 
V. Дополнение знаний
Методический комментарий
Фактически на данном уроке учащиеся не изучают нового материала: относительно «новым» является лишь сочетание знаний, которые они получили на предыдущем уроке, с теми знаниями, которые они приобрели ранее (область определения функции, система неравенств с одной переменной, условие существования действительных корней квадратного уравнения). Поэтому работа на этом этапе урока заключается в том, чтобы рассмотреть наиболее типичные примеры задач, предусматривающих решение квадратных неравенств и их систем (см. выше), а также выработать определенные стандартные подходы к их решению.
VI. Формирование умений
Устные упражнения
1. Даны выражения:
а)
; б)
; в)
.
Укажите неравенство, которое является записью условия существования каждого из данных выражений:
1) х ≥ 0;
2) х > 0;
3)
≥ 0;
4) 4х2 - 2х ≥ 0;
5) х2 - 2х > 0.
2. Из записей является условием существования деох различных действительных корней уравнения х2 - 3ах + а2 = 0?
1) 9а2 - а2 > 0;
2) 9а2 - 4а2 > 0;
3) 9а2 - 4а2 ≥ 0;
4) 9а2 - 4а2 0.
Письменные упражнения
Примерное содержание заданий, которые должны быть решены на уроке, может быть таким:
1) решить квадратные неравенства (достаточного и высокого уровней сложности);
2) решить систему квадратных неравенств; неравенства второй степени с модулем, сводящиеся к решению систем квадратных неравенств;
3) найти область определения функции;
4) найти значения параметра, при которых данное квадратное уравнение с параметром имеет заданное количество действительных корней (или не имеет таковых).
Методический комментарий
Выше представлен список тех заданий, которые желательно решить с учениками на уроке, однако степень сложности этих заданий учитель определяет в зависимости от уровня математической подготовки учащихся.
VII. Итоги урока
Ученики повторяют общие схемы решения типовых задач, предусматривающих решение квадратных неравенств и их систем.
VIII. Домашнее задание
1. Повторить определение квадратных неравенств, схему их решение и способ применения для решения типовых исследовательских задач.
2. Выполнить самостоятельную работу № 6 [8] по двум вариантам.