|
Методический комментарий Изучение вопроса о решение квадратных неравенств начинается с формирования знаний о содержании определения квадратных неравенств. Следует подчеркнуть, что так же, как и квадратный трехчлен, квадратное неравенство может иметь «сокращенный» вид (см. примеры, приведенные в опорном конспекте № 17). Этот момент является принципиальным, поскольку, как свидетельствует опыт, достаточно большое количество учащихся, решая такие неровности, допускают ошибку: неравенства вида ах2 + с > 0 заменяют на нерівносильну неравенство х > . Схема решения квадратных неравенств осваивается учащимися в 9 классе, поэтому основанная на использовании графика соответствующей квадратичной функции и предусматривает нахождение промежутков постоянства знака функции по эскизу графика. На этапе формирования умений решать квадратные неравенства по изученной схеме следует требовать от учащихся четкого выполнения следующих действий: свести неравенство к виду квадратной; отыскать действительные корни квадратного трехчлена (если они существуют) и построить эскиз графика квадратичной функции; записать промежуток, на котором функция приобретает знака, что соответствует данной квадратичной неравенства (с учетом строгости знака неравенства). Предупреждением возможных трудностей учащихся при решении квадратных неравенств является работа с определенного обобщения случаев взаимного расположения графика квадратичной функции относительно координатной оси абсцисс в зависимости от знака старшего коэффициента и знака дискриминанта соответствующего квадратного трехчлена.
VI. Формирование умений Устные упражнения 1. Даны неравенства: а) ах2 + bx + c > 0; б) ах2 + bx + c 0; в) ах2 + bх + с > 0; г) ах2 + bx + c 0. Найдите решение каждой из данных неравенств по графику функции у = ах2 + bх + с, изображенным на рисунке:
2. Есть число: 0; ; -3 - решением неравенства: 1) 2х + 3 0; 2) х2 ≤ 0; 3) х2 > 2? 3. Какое из неравенств не является квадратной? 1) х2 - 44 > 0; 2) х2 + 3 0; 3) х2 + 3х3 > 0; 4) -х2 - 5 ≤ 0.
Письменные упражнения Содержание упражнений, предлагаемых к решению на уроке, может быть таким: 1) найти решение квадратного неравенства с готовым графиком соответствующей квадратичной функции; 2) решить по изученной схеме квадратные неравенства; 3) решить неравенства второй степени, сводящиеся к квадратным равносильными преобразованиями; 4) на повторение: установить свойства функции по данному графику этой функции.
Методический комментарий Упражнения к уроку направленные на усвоение учащимися сформулированного определения квадратного неравенства и выработка умения выделять квадратные неравенства среди других неравенств с одной переменной, опираясь на изученное определения, решения предложенных выше упражнений также будет способствовать усвоению учащимися рассматриваемой схемы решения квадратных неравенств и выработке умений ее применять для отыскания решений как квадратных неравенств, так и неравенств, сводящихся к квадратным путем равносильных преобразований. Решение упражнений на повторение - на применение свойств функции - способствовать подготовке учащихся к предстоящей контрольной работы.
VII. Итоги урока Контрольные вопросы 1. Определите знак коэффициента а, коэффициента с, дискриминанта D по графику функции у = ах2 + bх + с, изображенным на рисунке:
2. Которая квадратное неравенство имеет решением промежуток (см. рисунки выше): 1) x [1; 3]; 2) x R; 3) х (-∞; -4) (0; +∞); 4) решений нет.
VIII. Домашнее задание 1. Изучить определение квадратного неравенства, схему ее решения (см. опорный конспект № 17). 2. Решить упражнения на применение изученного определения и схемы, аналогичные по содержанию и уровню сложности решенным на уроке. 3. Повторить: как найти область определения функции, заданной уравнением вида y = f(x); определение понятие системы неравенств, а также содержание понятия «дискриминантов квадратного уравнения».
|
|