Урок 25
Как музыка рисует картины природы
Цель урока: обогащать представления учащихся о выразительных возможностях музыки относительно отражения образов природы. Учить сравнивать музыкальные образы с поэтическими и живописными. Дать понятие «тембр». Развивать музыкальный слух, художественно-образное мышление. Воспитывать чуткого и гармоничную личность, пробуждать интерес к различным видам искусства.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о воссоздании образов природы в разных видах искусства, высказывают свои впечатления о музыке, определяют ее особенности, образное содержание, выразительно поют, объясняют понятие «тембр».
Оборудование:
Тип урока: комбинированный; углубление темы, усвоение новых знаний.
Доминанты урока:
- образы природы в различных видах искусства;
- тембр.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку_____,
количество присутствующих на уроке_____,
отсутствующих_____.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
1. Вход в класс под мелодию песни В. Верменича «Идет весна».
2.2. Музыкальное поздравление.
2.3. Распевки. В. Верменич «Идет весна» (1 куплет) или А. Житкевич «Ой весна, весна» (1 куплет).
2.4. Исполнение украинской народной песни «Ой миновала уже зима».
2.5. Беседа с учащимися по теме урока.
2.6. Разучивание песни «Зацвела в долине» на стихи Т. Шевченко (муз. А. Филипенко).
2.7. Слушание пьесы С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами».
2.8. Обобщение материала.
2.9. Выход из класса под мелодию песни В. Верменича «Идет весна» (или на усмотрение учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Музыкальное поздравление.
3.2. Распевки.
3.3. Повторение материала предыдущего урока.
3.4. Исполнение украинской народной песни «Ой миновала уже зима».
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа.
Образы природы воспроизведены в различных видах искусства - поэзии, живописи, музыке. На примере произведений украинских художников ученики учатся понимать язык каждого искусства, сравнивают поэтические, живописные и музыкальные образы. Это расширяет художественный кругозор учащихся, учит видеть красоту природы в жизни и искусстве.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа с учащимися по теме урока.
5.2. Т. Г. Шевченко - великий украинский поэт. Песни на стихи Т. Шевченко.
5.3. Разучивание песни «Зацвела в долине» на стихи Т. Шевченко (муз. А. Филипенко).
5.4. Слушание пьесы С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами».
Определение особенностей музыки.
Совет учителю.
Использование игры «Музыкальное лото» по теме «Средства музыкальной выразительности».
6. Обобщение и закрепление знаний
- Что нового узнали учащиеся на уроке?
- Что такое тембр?
- Какие средства выразительности помогли обрисовать картину ночной природы?
- По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
«Музыкальные картины» возникают в нашем воображении. Музыка «рисует» их музыкальными звуками, а помогают создать различные образы, средства музыкальной выразительности.
8. Домашнее задание
Слушать музыку.