Урок 25.
Весенние мотивы в музыке
Цель урока: продолжить знакомить учащихся с произведениями украинских композиторов о весне. На примере кантаты Л. Дычко «Четыре времени года» ознакомить школьников с жанром кантаты, объяснить его особенности. Развивать вокально-хоровые и слушательские навыки учащихся, творческое воображение. Воспитывать мыслящего и отзывчивую личность, любовь к музыке.
Ожидаемые результаты: учащиеся объясняют признаки хорового жанра кантаты, наблюдают за звучанием украинских веснушек в хоре «Весна» из кантаты Л. Дычко, выполняют в движении изучены веснушки, высказывают свои впечатления от музыки.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- кантата;
- хоровые жанры.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под мелодию украинской народной песни «Ой лопнул обруч».
2.2. Распевки. А. Житкевич. «Ой весна, весна» (1-й куплет).
2.3. Выполнение в движении изученных веснушек.
2.4. Ознакомление с украинскими песнями «Благослови, мати» (1-й куплет) и «Выйди, выйди, Иванку» (1-й куплет).
2.5. Беседа по теме урока.
2.6. Слушание хора «Весна» из кантаты Л. Дычко «Четыре времени года».
2.7. Исполнение песни Б. Фильц «Скоро солнышко пригреет».
2.8. Ознакомление с украинской народной песней-игрой «Эй вы, детки чорнобриві». Выполнение в движении. Музицирования.
2.9. Обобщение материала.
2.10. Выход из класса под мелодию украинской народной песни «Эй вы, детки чорнобриві» (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Повторение материала предыдущих уроков.
3.2. Распевки. А. Житкевич. «Ой весна, весна» (1-й куплет).
3.3. Выполнение в движении изученных веснушек.
3.4. Исполнение песни «Скоро солнышко пригреет» (муз. Б. Фильц).
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
Учащиеся уже познакомились с музыкально-театральными и симфоническими жанрами. Сегодня песни (веснянки) приведут нас к новой «музыкальной страны» - Кантаты. Учащиеся познакомятся с особенностями этого хорового жанра на примере произведения украинского композитора Леси Дычко. Это обогатит представления учащихся о жанровом разнообразии музыкального искусства, богатство его выразительных возможностей.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа по теме урока.
5.2. Ознакомление с украинскими песнями «Благослови, мати» (1-й куплет) и «Выйди, выйди, Иванку» (1-й куплет).
5.3. Слушание хора «Весна» из кантаты Л. Дычко «Четыре времени года».
5.4. Знакомство с украинской песней-игрой «Эй вы, детки чорнобриві». Выполнение в движении. Музицирования.
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. С каким хоровым жанром познакомились ученики?
6.2. Какие особенности кантаты?
6.3. Чем хоровая музыка отличается от симфонической?
Следовательно, учащиеся познакомились с кантатой - музыкальным произведением для хора и солистов-певцов, который состоит из нескольких частей. У каждого музыкального жанра есть свои особенности.
6.4. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Интересное путешествие «музыкальными странами» подходит к концу. За это время ученики узнали много нового и интересного о музыке, стали лучше ее понимать.
8. Выход из класса
Под мелодию украинской народной песни «Эй вы, детки чорнобриві» (или по выбору учителя).