Урок 26.
Основные музыкальные жанры. Обобщение
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Основные музыкальные жанры». Повторить изученное, проверить усвоение темы учащимися.
Ожидаемые результаты: учащиеся называют основные музыкальные жанры, объясняют их особенности, приводят примеры известных им произведений, узнают мелодию по нотной записи, выразительно поют, ритмично двигаются под музыку, участвуют в разнообразной музыкальной деятельности.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: обобщающий.
Доминанты урока:
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под «Марш тореадора» из оперы Ж. Бизе «Кармен».
2.2. Беседа: Марш в «музыкальных странах».
2.3. Исполнение хора «Семеро козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».
2.4. Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» (1-й куплет) и украинской веснянки «Выйди, выйди, Иванку» (1-й куплет).
2.5. Беседа: Песня в «музыкальных странах».
2.6. Слушание фрагмента финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром (или финала Четвертой симфонии) П. Чайковского.
2.7. Музыкальная викторина «Танец в “музыкальных странах”».
Симфония «Казачок»
«Танец маленьких лебедей»
«Неаполитанский танец»
Вальс из балета «Золушка»
2.8. Игра «Узнай музыкальную страну», «Угадай мелодию».
2.9. Исполнение изученных песен (по желанию учащихся и усмотрению учителя).
2.10. Обобщение материала.
2.11. Выход из класса под музыку «Марш тореадора» из оперы Ж. Бизе «Кармен» (или по выбору учителя).
3. Мотивация учебной деятельности
Знакомство с основными жанрами музыкального искусства и умение различать их особенности очень важны для будущих поклонников музыки. Эти знания являются ключевыми, они помогут учащимся ориентироваться в море музыкальных впечатлений, обогатят их кругозор и представления о многообразии искусства музыки.
4. Описание некоторых задач
4.1. Игра «Узнай “музыкальную страну”».
Цель: узнать музыкальные жанры по их описанию.
1. Музыкальный спектакль, содержание которого передается языком танца,- это... (балет).
2. В этом музыкальном спектакле действующие лица не разговаривают, а поют. Это... (опера).
3. Большое музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра - это... (симфония).
4. В переводе этот жанр означает «соревнование» и «слаженность». Его исполняют симфонический оркестр и солюючий инструмент. Это... (концерт).
5. Это хоровой жанр. Произведение состоит из нескольких частей, его исполняют хор и солисты-певцы. Иногда он исполняется а капелла, иногда - в сопровождении симфонического оркестра. Это... (кантата).
4.2. «Угадай мелодию».
Цель: узнать мелодию песни по нотной записи.
4.3. До каких «музыкальных стран» привели песни, танцы, марши?
Цель: узнать, какие из представленных произведений относятся к оперы, концерта, балета, симфонии.
Подсказки: «Песня Лисички», «Песня Козы».
5. Обобщение материала
5.1. Что нового о музыке узнали ученики, изучая эту тему?
- Помогли ли вам эти знания стать более внимательными и вдумчивыми слушателями?
- Какая музыка больше всего понравилась и запомнилась? Почему?
5.2. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
6. Подведение итогов урока
Подошло к концу наше увлекательное путешествие «музыкальными странами». Но впереди еще много встреч и открытий в познании большого музыкального искусства.
7. Выход из класса
Под музыку «Марш тореадора» из оперы Ж. Бизе «Кармен» (или по выбору учителя).