Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК N° 23. РЫНОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ: ЧТО, КАК, ДЛЯ ЧЕГО ПРОИЗВОДИТЬ?

 

Цель урока: сформировать у учащихся знания об основных проблемах экономики; выяснить механизм решения основных проблем экономики в различных экономических системах; определить сущность рыночного саморегулирования; ознакомить с содержанием «скрытой руки» экономики; развивать умение аргументировать свой ответ.

Основные понятия: основные проблемы экономики, «голосование деньгами», принцип «невидимой руки».

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

III. Изучение нового материала

Лекция учителя

Основные проблемы экономики и их рыночное решение

Экономика как сфера жизни общества, где осуществляется производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление, всегда предполагает возможность выбора для ее субъектов. Сокращать или увеличивать объем производства, сокращать ли экономить, покупать или воздерживаться, увеличивать рабочее время или делать выбор в пользу свободного времени - это лишь незначительная часть проблем. Среди них выделяют три основные, или фундаментальные: что производить? как производить? для чего производить?

Эти проблемы являются основными потому, что они касаются всех экономических систем разных стран и в разные времена, касающихся цели производства и средств ее достижения, и наконец, эти проблемы встают и перед всей экономикой, и перед каждым производителем в частности. Все остальные проблемы, в определенной степени, являются производными от них.

Выяснение этих проблем тесно связано с выбором альтернативных вариантов использования ресурсов. Именно проблема «безграничность потребностей - ограниченность (редкость) ресурсов» заставляет общество искать наиболее эффективные варианты организации производства и распределения материальных благ.

 

1.1 Проблема «Что производить?»

По командной экономики вопрос, какие товары производить и сколько их нужно, решали центральные органы управления, которые «спускали» основные производственные показатели для предприятий.

При рыночной экономике это вопрос решает сам рынок, создавая необходимую информацию в процессе множества контактов производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Создается оригинальный рыночный механизм учета потребностей покупателей, их «голоса» фиксируются в виде денежных затрат на покупку того или иного товара, то есть через «голосование» деньгами. Если потребность в некоем товаре растет, то это проявится в росте массы покупок, увеличении суммы денежных затрат на приобретение этого товара. Чтобы удовлетворить потребности покупателей, которые растут, необходимо увеличить производство данного товара, что повысит спрос и цену на соответствующие ресурсы. Совсем другой будет ситуация, когда по определенным причинам спрос на этот товар снизится. «Голосование» деньгами сориентирует производителей на то, чтобы производство этого товара уменьшить, а ресурсы использовать в другой сфере, для производства других продуктов.

Рынок создает достаточно надежный механизм производственной ориентации предприятий, поскольку в его основу положены потребности людей, скорректированные на их доходы. Единственным препятствием на пути ориентации производителей на потребности потребителей может стать лишь ограниченность производственных ресурсов.

Упражнение 1. По данным таблицы определите доход продавцов и сделайте вывод о реакции рынка на объемы производства.

 

Продавцы

Количество произведенного товара (шт.)

Затраты на единицу товара (ден. ед.)

Продано товаров (шт.)

Рыночная цена

(ден. ед.)

Доход (ден. ед.)

Реакция на рыночную ситуацию

И

10

10

10

15

(10 х 15) - (10 х 10) = 50

 

II

5

20

5

20

(5 х 20) - (5 х 20) = 0

 

III

20

5

15

4

(15 х 4) - (20 х 5) = -40

 

 

Вывод: рынок показал необходимость расширения объемов производства первого товара и сокращения объемов третьего и сориентировал производителей на перераспределение производственных ресурсов в пользу первого выбора.

 

1.2. Проблема «Как производить?»

Эта проблема связана с организацией производства, способу сочетания ресурсов, технологии производства. В ее решении важным пунктом также является «голосования» деньгами. Однако ответ на вопрос, как производить, в рыночной экономике возможна лишь с учетом такого явления, как конкуренция между производителями. Именно конкуренция определяет, какие фирмы могут обеспечить производство данного товара и какого качества, в зависимости от применяемых технологий и фирм организации труда. Благодаря этому выполняется важное условие эффективности - обеспечение наименьших издержек производства, роста его доходности.

Технология - это сочетание различных факторов производства для обеспечения выпуска определенного блага; количественно характеризуется совокупностью норм затрат ресурсов на выпуск единицы готовой продукции.

Упражнение 2. По данным таблицы о расходах земли, труда и капитала на единицу созданного продукта сделайте вывод, технология и организация производства должны доминировать на рынке.

 

Технология производства

Затраты земли на единицу созданного продукта (ден. ед.)

Затраты труда на единицу созданного продукта (ден. ед.)

Затраты капитала на единицу созданного продукта (ден. ед.)

Рыночная цена

(ден. ед.)

Доход (ден. ед.)

Реакция на рыночную ситуацию

А

20

30

50

105

105 - (20+30+50) = 5

 

В

10

20

50

105

105 - (10+20+50) = 25

 

С

30

30

60

105

105 - (30+30+50) = -15

 

 

Вывод: используя технологию С, производитель не возместит своих затрат и будет иметь убытки; технология А принесет производителю низкий доход - 5 ден. ед.; только по технологии В производитель, возместив потери, будет иметь достаточную прибыль.

Таким образом, рынок показал, какие технологии и организация производства должны быть образцом, как нужно производить, чтобы остаться на рынке.

 

1.3. Проблема «Для кого производить?»

Решение проблемы зависит от ориентиров самих потребителей, их желаний и возможностей купить тот или иной товар.

В основе лежат денежные доходы потребителей. В свою очередь, уровень доходов потребителей определяется рыночными ценами на ресурсы, которые предоставляются потребителям. Более квалифицированные владельцы редких ресурсов обычно получают и более высокие доходы.

Упражнение 3. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о влиянии изменения рыночной цены на решения потребителей.

 

Потребители

Количество денег (ден. ед)

Рыночная цена продукта Рх

(ден. ед.)

Рыночная цена продукта Р2

(ден. ед)

Реакция на рыночную ситуацию

И

120

100

150

 

II

210

100

150

 

III

315

100

150

 

 

Вывод: в результате удорожания ресурсов и рост рыночной цены со 100 до 150 гр. ед. первый потребитель выбывает из круга покупателей товара; второй и третий сохранять объемы потребления.

На вопрос «Для кого производить?» рынок отреагировал сокращением круга потребителей.

Три основные экономические вопросы - что, как и для кого - можно заменить единственным вопросом - кем принимается решение о распределении ресурсов. Однако различные экономические системы по-разному отвечают на вопрос «Что производить, как и для кого?».

 

Экономические системы

Как решаются основные экономические вопросы

Традиционная

Экономические решения об использовании ресурсов определяются обычаями и традициями

Командная

Решения принимают центральные органы управления, которые определяют основные производственные показатели для предприятий

Рыночная

Решения принимаются через взаимодействие производителей и потребителей (продавцов и покупателей). Роль экономических ориентиров выполняют цены, издержки производства, размеры доходов и прибылей

 

Сущность рыночного саморегулирования, принцип «скрытой руки» рынка

Поскольку при решении главных экономических проблем решения принимаются как производителем, так и потребителем самостоятельно, то, на первый взгляд, это должно было бы привести к хаосу, анархии, диспропорции, потери ресурсов. Однако, как свидетельствует исторический опыт, этого не бывает. Несмотря на определенные недостатки, развитая рыночная система в целом обеспечивает внутренний порядок.

Способность рынка сочетать личные и общественные интересы впервые обосновал Адам Смит (1723-1790) в известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 p.). Его суть заключается в том, что каждый индивид, заключая свой капитал с целью получения максимальной прибыли, преследует собственный интерес, но при этом он направляется «скрытой рукой» на достижение общего блага.

В «Богатстве народов» Адам Смит писал: «Мы надеемся получить свой обед не потому, что продавцы и производители мяса, пива и хлеба подвержены нас, а потому, что они заботятся о собственной выгоде... Каждый индивид постоянно прилагает усилия для того, чтобы отыскать наиболее выгодное применение своему капиталу...

Пытаясь получить с этого производителя продукт наибольшей стоимости, он преследует свою собственную цель, и в этом случае, как и во многих других, его направляет невидимая рука к результату, который не имеет ничего общего с его намерением».

Открытие Адама Смита оказало большое влияние на дальнейшее развитие экономической мысли. И хотя со временем исторический опыт доказал недостатки рынка, связанные с монополией и другими факторами, которые обусловливают вмешательства государства в экономику, значение открытия не уменьшается. Оно входит в арсенал тех доктрин, которые и сегодня учитывают государства с рыночной экономикой в своей экономической политике и, прежде всего, в создании эффективного рыночного механизма.

Доктрина «невидимой руки» приемлемая для экономики, в которой все рынки совершенно конкурентные. При таких условиях рынки будут осуществлять эффективное распределение ресурсов таким образом, что экономика находиться на грани производственных возможностей. Однако не всегда рынок работает идеально. Рыночная экономика теряет свою эффективность через несовершенную конкуренцию и загрязнения окружающей среды, инфляцию и безработицу, несправедливое распределение доходов.

Поэтому в ответ на существующие дефекты рыночного механизма страны вводят государственное регулирование рядом с «невидимой рукой» рынка.

Основные функции государства сводятся к обеспечению эффективности, справедливости и содействия экономическому росту и стабильности.

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Творческое задание

Компания занимается разведением рыбы и выращивает ее в больших бетонных бассейнах рядом с городской электростанцией. Такое место было выбрано не случайно: во время охлаждения оборудования электростанции вода нагревается, ее можно использовать для поддержания температуры в бассейнах на уровне 27 °С на протяжении целого года. Причем вода продается по очень низкой цене. Теплая вода и специальный режим кормления, разработанный с помощью компьютера, создают идеальную среду для быстрого роста рыбы. За 36 недель рыба в бассейне вырастает до таких размеров, которые в природных условиях достигаются за долгое время.

1. Объясните, какие действия вышеупомянутой компании иллюстрируют ответы на вопросы: что, как и для кого?

2. Как отразилось решение вторично использовать воду от электростанции на количестве произведенного товара?

3. При каких условиях разводить рыбу в такой способ было бы нецелесообразно?

Задача № 1. Рыночная цена на товар определяет, что нормальными являются издержки производства на уровне 100 единиц. Какую технологию вынужден избрать производитель под давлением рынка?

 

Ресурс

Цена единицы ресурса

Единицы ресурсов в случае применения технологии

№ 1

№ 2

№ 3

Земля

5

6

4

5

Труд

4

10

8

15

Капитал

3

12

10

9

Способность к предпринимательству

4

1

2

1

 

Ответ: производитель выберет технологию № 2.

 

V. Итог урока

Установите связь между фундаментальными проблемами экономики и средствами их решения в рыночной экономике.

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

А конкуренция между производителями;

Бы рекомендации государственных органов;

В распределении денежных доходов между потребителями, конкуренция между ними; Г «голосования» деньгами, наличие ресурсов.

 

IV. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Подготовить высказывания ученых-экономистов, которые имеют противоположные взгляды на конкуренцию.