География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ III

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 1. Литосфера

 

Урок 22. Минералы и горные породы

 

Цель: выявить знания учащихся о минералы и горные породы, из которых состоит земная кора, показать их образования, раскрыть практическое значение полезных ископаемых, выяснить уровень обеспеченности Украины отдельными полезными ископаемыми; формировать умение работать с коллекциями, различать полезные ископаемые по происхождению; развивать интерес к географическим знаниям; воспитывать любовь к природе Земли, чувства хозяина своей планеты.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: коллекции «Горные породы и минералы», «Полезные ископаемые», набор знаков полезных ископаемых, атласы, учебник, условные знаки полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Беседа

• Какова внутреннее строение Земли?

• Из каких слоев состоит земная кора?

• Чем отличается материковая земная кора от океанической?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Земная кора состоит из большого количества минералов и горных пород. С некоторыми вы ознакомились ранее, а с некоторыми мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

• Что такое минерал?

• Что такое горная порода?

 

IV. Изучение нового материала

Земная кора состоит из почти 3 тыс. минералов и более 1,5 тыс. горных пород. По состоянию вещества минералы бывают твердыми, жидкими, газообразными.

Задачи. Распределить по группам минералы: вода, золото, кварц, полевой шпат, слюда, природный газ, соль, алмаз.

К минералам относятся всем нам известные: поваренная соль (галит), графит в карандашах, гипс, который используют скульпторы и врачи. Кристаллами минералов являются также все драгоценные камни. Серой покрыты кончики спичек, а наждачная бумага - мелкими кристаллами корунда. Самым распространенным на Земле минералом является вода.

Минералы в чистом виде бывают редко, чаще всего они встречаются в горных породах.

Работа со словарем. Горные породы - сочетание нескольких минералов или значительное скопление одного минерала.

Например, гранит состоит из кварца, слюды, полевого шпата.

По происхождению горные породы и минералы подразделяются: на магматические, осадочные, метаморфические.

Магматические образуются в результате магматизма. Магматизм - сложный процесс образования и движения магмы от астеносферы к поверхности Земли.

От скорости охлаждения и затвердевания магмы, глубины процесса зависит строение магматических пород. В глубине земной коры магма охлаждается и твердеет медленно. Поэтому с ее вещества образуются крупные кристаллы. Магматические породы, возникающие на глубине, называют глубинными кристаллическими, например гранит.

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Гранит - от лат. «гранум» - зерно, цвет серый, розовый, значительная твердость.

Из гранита воздвигают памятники, он служит облицовочным материалом.

Магмы, излившейся на поверхность, застывает быстрее, поэтому кристаллы таких магматических пород гораздо более мелкие, их трудно увидеть невооруженным глазом. Базальт - от греч. «базанос» - пробный камень, темно-серая, твердая порода, трудно царапается стальной иглой, тяжелая. Используется для базальтового литья при изготовлении кислотоупорных труб, химической посуды и др.

Кварц - минерал; цвет молочный белый, дымчатый, имеет значительную твердость.

Горные породы и минералы, которые образовались из магмы, обычно твердые, тяжелые и плотные.

Когда с вылитой на земную поверхность магмы выделяется много газов, то она вспенивается и из нее образуется пемза. В этой породе много пустот, поэтому она такая легкая, что не тонет в воде.

Осадочные породы образовались под действием температуры воздуха, воды, живых организмов и других процессов на поверхности Земли. Они разделяются на обломочные, химические, органические.

Работа с учебником

Как образуется каждая из этих групп горных пород?

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Известняк - горная порода; цвет белый, желтоватый, незначительная твердость, состоит из кальцита. Если на него капнуть немного уксуса, то на месте попадания капли он покрывается пупырышками и слышно шипение. Известняк используется в строительстве. Его вносят в почву для повышения плодородия.

Глина. С водой образует вязкую вещество. Это строительный огнеупорный материал, сырье для изготовления фарфора, гончарных изделий.

Гипс образуется в результате химического поступления в осолоне - них водных бассейнах. Используется в строительстве, для производства серной кислоты.

Соль - минерал; цвет белый, твердость незначительная, хрупкий, на вкус соленый, растворим в воде. Калийная соль используется для производства удобрений, каменная - продукт питания.

Под влиянием различных процессов в глубинах земной коры осадочные и магматические породы и минералы очень нагреваются и сжимаются. Вследствие этого они меняются и приобретают новые свойства, превращаясь в другие породы и минералы.

Известняк → мрамор.

Гранит → гнейс.

Уголь → графит.

Песчаник → кварцит.

За высоких температур породы изменяются и приобретают другие свойства. Так, если глину нагреть до + 1 500 °С, получим массу, напоминающую кирпич. Она уже не будет пластичной, сколько бы времени ее не держали в воде.

Работа со словарем. Горные породы, претерпевшие изменения на глубине, называются метаморфическими (метаморфоза - от греч. «превращение»).

Работа с коллекцией горных пород и минералов

Мрамор - горная порода; цвет белый, серый, розовый, зеленоватый, синий, значительная твердость. Это один из лучших облицовочных и декоративных материалов, хорошо полируется. Это скульптурный камень, электроизолятор.

Сланец - минерал темно-зеленого, светло-зеленого цвета, блестящий. Характеризуется сланцюватістю, то есть во время удара он легко раскалывается с образованиями ровных поверхностей. Некоторые виды сланца в случае нагрева горят. Горючие сланцы - ценное сырье для химической промышленности.

Работа со словарем. Все минералы и горные породы, которые используются человеком, называются полезными ископаемыми.

Вопрос. Скажите, можно ли назвать все горные породы полезными ископаемыми?

В зависимости от хозяйственного назначения полезные ископаемые условно делятся на группы (работа с коллекцией «Полезные ископаемые», условными знаками полезных ископаемых, рисунками).

Топливные - уголь, нефть, газ используют как топливо. Они имеют осадочное происхождение, а значит, встречаются среди осадочных пород.

Рудные - из них выплавляют руды черных и цветных металлов. Это железные, марганцевые, алюминиевые руды. Они залегают в основном среди магматических, метаморфических пород.

Нерудные - сырье для получения минеральных удобрений, кислот, строительных материалов.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Беседа

• По физической карте определить, какой сырьем обеспечена Украина.

• Где есть топливные ресурсы и какие?

• Где добывают руды?

2. Задачи. Название одного из областных центров Украины состоит из начальных букв и первых слогов названий условных знаков полезных ископаемых. Город зашифрованное?

Полтава

3. Что это?

Земная кора? Гидросфера?

Литосфера? Биосфера?

Мантия? Атмосфера?

Астеносфера? Полезные ископаемые?

Ядро? Минералы?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Учить отметки полезных ископаемых.

• В заключение урока все учащиеся класса получают лепесток ромашки, на которой написано их знак зодиака и камень-талисман. Дети должны подготовить письменный рассказ о этот талисман:

январь - гранат; февраль - аметист;

март - аквамарин; апрель - алмаз;

май - изумруд; июнь - жемчуг;

июль - рубин; август - хризолит;

сентябрь - сапфир; октябрь - опал;

ноябрь - топаз; декабрь - бирюза.