Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ

 

УРОК 24. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Строение и функции сердца

 

Образовательная цель: изучить значение кровообращения, раскрыть особенности строения сердца человека, показать связь его строения с функциями, выяснить, что такое автоматія сердца.

Основные понятия и термины: эпикард, ендокард, миокард, перикард, предсердия, желудочки, створчатые клапаны и полулунные, возбудимость, проводимость, электрокардиограф, электрокардиограмма, автоматія сердца.

Оборудование: таблицы «Строение сердца», «Кровеносная система позвоночных», муляж сердца, муляж торса человека.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

Беседа:

- Что такое кровообращение?

- Какие функции кровообращения у животных?

- Из каких органов состоит система кровообращения?

 

 

- Какие типы кровеносной системы возникли протяжении эволюции?

 

 

Рассмотрите таблицу «Кровеносные системы позвоночных».

- Как происходит усложнение кровеносной системы у позвоночных животных?

II. Мотивация учебной деятельности.

Сердце - это орган, который часто упоминается в поговорках, пословицах, песнях, стихах. Мы говорим о человеке: м'якосердний, милосердный, злое сердце, сердце в пятках, сердце в плечо.

Что же такое сердце? Его строение?

III. Размещение сердца. (Рассказ учителя с демонстрацией торса).

1. Вертикальное размещение - у худых людей, у полных - горизонтальное, у остальных людей - косое размещение.

Бывают случаи, когда на сердце 2/3 размещено в правой половине грудной полости.

Параметры сердца. Вес 250-360 г, длина - 14-16 см, толщина - 12-15 см.

2. Строение сердца. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием муляжа сердца).

а) перикард, его значение;

б) стенки сердца.

 

 

- Сколько камер имеет сердце человека и как они называются?

- Какие кровеносные сосуды выходят из сердца?

- Какие кровеносные сосуды несут кровь к сердцу?

- Клапаны сердца, их размещение, значение.

3. Свойства сердечной мышцы: возбудимость и проводимость. Регистрация электрических токов сердца. (Рассказ учителя с элементами беседы).

4. Автоматія сердца.

а) Опыты О. КулябКо.

1902 г. русский физиолог А. Кулябко оживил сердце ребенка, которая умерла от воспаления легких. Интересно то, что сердце было вынуто из грудной клетки через 20 часов после смерти ребенка.

- Как объяснить то, что сердце, даже вне организма, продолжает работать?

б) Открытие Аристотеля и Везалия. (Сообщения учащихся).

в) Оказания первой помощи при остановке сердца. (Рассказ учителя).

IV. Закрепление изученного материала.

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.